Arms
 
развернуть
 
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199
Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)
maikopsky.adg@sudrf.ru
схема проезда
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)maikopsky.adg@sudrf.ru

График работы суда:

 Понедельник

 9.00-18.00

 Вторник

 9.00-18.00

 Среда

 9.00-18.00

 Четверг

 9.00-18.00

 Пятница

 9.00-17.00

 Суббота

 Выходной день

 Воскресенье

 Выходной день

 Перерыв

13.00-13.48 

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

      




 
 
 

 


ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 15.12.2015
Легионерыверсия для печати

Проблемы. Анализ. Решения

Значительные средства, выделяемые в рамках федеральной программы «Доступная среда» и аналогичной программы РА не помогли кардинально улучшить ситуацию с доступностью для граждан с ограниченными возможностями здоровья улиц населенных пунктов и объектов социальной инфраструктуры. Существующие барьеры по-прежнему ограничивают для граждан возможность трудиться, получать образование, участвовать в общественной жизни. Вынужденная изоляция осложняет проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов. От барьеров страдают также представители других групп населения (пожилые люди, люди с детскими колясками).

В плане повышения доступности для инвалидов социальных объектов, учреждений здравоохранения, культуры, за последние годы сделано очень много. Однако на практике нарушения ст. 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеют широкое распространение. Данная норма устанавливает обязанность государственных, муниципальных органов и организаций, независимо от форм собственности, создавать условия людям с ограниченными возможностями для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, пользования всеми видами пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

В ряде случаев, проблемы обусловлены объективными причинами, в том числе необходимостью значительных затрат на реконструкцию объектов. Но, также сказывается и «человеческий фактор» либо несогласованность действий различных структур, от которых зависит решение поставленных программой «Доступная среда» задач.

Можно выделить основные проблемные моменты, затрудняющие создание безбарьерной среды.

1.  Недоступность объектов социальной и городской инфраструктуры

Недавно Общероссийский народный фронт провел всероссийский мониторинг «За доступную среду!». Рейд проходил силами региональных активистов ОНФ и Всероссийской организации инвалидов в 79 субъектах РФ. Было  проверено около 2,5 тыс. объектов, треть из которых должна была быть адаптирована для нужд инвалидов по программам «Доступная среда» к 2015 году. В итоге 83% от общего числа проверенных объектов оказались полностью или частично недоступны для инвалидов. В равной степени, это актуально и для Адыгеи…

В чем причина? Многие общественные здания построены во времена, когда государство всерьез не рассматривало вопрос необходимости создания условий «доступной среды» и не все возможно реконструировать, как того требует ст. 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Поэтому в создании условий для людей с ограниченными возможностями необходимо делать упор на вновь создаваемые или реконструируемые объекты.

Однако жизнь показывает и то, что существующие механизмы контроля за тем, насколько добросовестно при проектировке и строительстве зданий и сооружений соблюдены требования создания безбарьерной среды, часто сводятся к формальным процедурам, не позволяющим  выявлять нарушения. Либо, как альтернатива, условия доступной среды оборудуют «для галочки», без учета соответствующих требований. Более того, сегодня многие организации (частные и государственные) вместо установки пандусов оборудуют кнопки вызова. Но пользы от таких кнопок часто бывает мало. Вызвав сотрудника (если тот еще подойдет) инвалид часто не может попасть в аптеку, магазин, и вынужден, не взирая на погодные условия, делать покупки, находясь на улице. Нарушается право конституционное право уважение достоинства личности, игнорируются базовые права потребителя — осмотреть товар, сделать выбор. Апофеозом же безразличия и формального отношения к выполнению требований закона являются примеры, когда кнопка вызова расположена в недоступном для инвалида месте. Примеры подобного есть и в Майкопе…

Решением проблемы может стать создание условий для реального  общественного контроля за тем, насколько соответствуют требованиям безбарьерной среды построенные и реконструированные объекты. Соответствующие проверки должны проводиться не кулуарно, по формальным критериям, а максимально открыто и с освещением в СМИ. Принять  участие в их проведении  должна иметь возможность любая организация, объединяющая людей с ограниченными возможностями здоровья. Выявленные нарушения и недоработки должны устраняться, только в этом случаем можно ожидать эффективной реализации программы «Доступная среда». Еще более важно обеспечить предварительный контроль на стадии проектирования и строительства. В этой работе также необходимо задействовать ресурс организаций, объединяющих людей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Недоступность официальных учреждений

Для людей с ограниченными возможностями здоровья не всегда доступны здания, где размещаются государственные и муниципальные органы и должностные лица. Даже если где-то оборудован пандус, легко ли протиснуться в инвалидной коляске через турникет, подняться по лестнице? Недостатки есть практически везде.

- Также не оправдана установка  у входов электроподъемников. Во-первых, они не работают, если возникают перебои с электричеством (а это может случиться, в том числе, и при пожаре, иной чрезвычайной ситуации). Во-вторых, часто эти подъемники не работают или же нет людей, которые помогли бы посетителю в инвалидной коляске ими воспользоваться, - поделился с «СА» экспертным мнением председатель Майкопской городской организации людей с ограниченными возможностями «Легионеры милосердия» Владимир Трофимов.

Поэтому полагаем, в  ситуации, когда учреждение расположено в здании, не оборудованном для перемещения лиц с ограниченными возможностями здоровья, необходимо в обязательном порядке включить в должностные обязанности его сотрудников выполнения функций сопровождения и оказания помощи инвалидам при входе-выходе из здания и передвижении по кабинетам. Либо, если есть такая необходимость, необходимо включить в штатное расписание соответствующую единицу. Это необходимо для успешной реализации гражданами  конституционного права на личное обращение в государственные органы и к должностными лицам (ст.33 Конституции РФ). Рационально было бы на законодательном уровне также распространить указанное требование на все организации, независимо от формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей.

3. Наличие возможности узаконивания самовольной постройки в судебном порядке

Российское законодательство предусматривает возможность построить или реконструировать здание без разрешительной документации (в т.ч. не создавая условий доступной среды), а затем ввести его в эксплуатацию в судебном порядке. Так, статья 222 Гражданского кодекса РФ определяет, что самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, но при этом также устанавливает, что при соблюдении ряда условий, право собственности на нее может быть признано судом за собственником земельного участка.

Примеры обращений в суды с исками о признании права собственности на самовольную постройку не единичны. Иногда суд отказывает истцу в подобных требованиях, но чаще — удовлетворяет их, даже если безбарьерная среда не создана. Почему так происходит? Формально, в силу 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (которая устанавливает обязанность при строительстве и реконструкции объектов создавать условия для людей с ограниченными возможностями здоровья), судья может на этом основании отклонить исковые требования. Но на практике, в соответствии с принципом состязательности судопроизводства, суд связан самими исковыми требованиям и возражениями, которые предоставляет на эти требования ответчик. Ответчикам по таким делам выступают профильные государственные и муниципальные органы, которые не практике не ставят вопрос о том, что ввод объекта в эксплуатацию нарушает права и законные интересы инвалидов. Подтверждение тому – просмотренный нами десяток решений Майкопского городского суда, которыми были узаконены построенные или реконструированные объекты, предназначенные для коммерческого использования. Убеждены, что подобный подход к вопросу со стороны государственных и муниципальных служб необходимо менять.

- В соответствии с Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ N 10 и ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче этих документов, - пояснил ситуацию консультант Майкопского городского суда Илья Каримов. - Суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

С другой стороны, отсутствует судебная практика, когда объекты, не соответствующие требованиям социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья, запрещались бы к эксплуатации до исправления нарушений. Соответствующее заявление  в защиту публичных интересов может подать прокурор или орган, осуществляющий строительный надзор.

К слову, как было указано выше, прежде чем принять заявление о признании права собственности на самострой к рассмотрению, судья должен убедиться в том, что истец пытался всеми возможными способами его узаконить. Без этого судебная процедура невозможна. И, полагаем, именно на этом уровне государственные и муниципальные органы должны принимать более активные меры, выявлять нарушения, подавая в суды заявления об обязании их устранения, а также привлекая виновных к ответственности. К сожалению, примеров подобных заявлений в суд не так много…

Важность своевременного выявления нарушений и в том, что на практике, далеко не всегда возможно привлечь к ответственности лиц, проигнорировавших требования об обеспечении доступа инвалидов к объектам социальной и транспортной инфраструктуры, ввиду истечения сроков давности привлечения к дисциплинарной либо административной ответственности. 

Отметим и то, что часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ устанавливает за  строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Такие дела рассматривают органы, осуществляющие государственный строительный надзор (Статья 23.56. КоАП РФ). Должностные лица данных органов также уполномочены составлять протоколы о данных административных правонарушениях (Статья 28.3. КоАП РФ). Хотелось бы также увидеть более активную их позицию в данном вопросе.

4. Затруднения при передвижении по улицам населенных пунктов

Значительная часть населения Адыгеи живет в сельских населенных пунктах, большая часть территории Майкопа также  – частный сектор. И если в центре города предприняты хоть какие-то усилия для создания условий доступной среды, на окраинах тротуары и улицы подчас в плачевном состоянии. После ливня или снегопада передвигаться по городу невозможно. Страдают от этого не только инвалиды, но и иные категории граждан, особенно пожилые люди.

Не имея возможности передвигаться по тротуарам, люди в креслах-колясках вынуждены ездить по проезжей части. В Майкопе были случаи гибели людей с ограниченными возможностями под колесами машин, в одном случае лихач, сбив инвалида-колясочника, скрылся с места происшествия.

У лиц с ограниченными возможностями есть проблемы с тем, как перебраться через реку Белая.

-  Ранее «Легионеры милосердия» обратились в прокуратуру Майкопа с жалобой на то, что мосты через Белую не оборудованы для нужд инвалидов. Прокурор согласился с этой позицией и обратился в суд. В итоге городской суд постановил ответственным организациям привести мосты в надлежащий вид. Работы были проведены. Итог: к переправе через плотину вопросов нет. Зато у дальнего моста, возле детского сада «Росинка», оборудован пандус, заезжая на который есть риск перевернуться. С еще одним мостом — напротив городского парка — ситуация тоже двоякая. Сразу перед сходом с моста на левом берегу — заросшие бурьяном ступеньки, но подняться человеку в инвалидной коляске на эту высоту невозможно — пандуса нет. Единственный подъезд к мосту — крутая гравийная дорожка, - сообщил Владимир Трофимов.

Отдельная проблема — отсутствие на переходах через железнодорожные пути пандусов для инвалидных колясок и колясок с детьми. По обращению организации «Легионеры милосердия» сотрудники Белореченской транспортной прокуратуры установили, что в Майкопе пандусы отсутствуют на железнодорожных переездах по улицам Пушкина, Хакурате, Шоссейная, Адыгейская (Письмо Белореченской транспортной прокуратуры от 19.10.2015 г № 35ж-215/1162). Таким образом, нарушается прямое требование ст. 15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Также проигнорированы Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути (утв. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 18 г. Москва) и Требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 23.12.2009 N 2655р.

- По указанному выше обращению, с целью устранения нарушений федерального законодательства, начальнику Белореченской дистанции пути было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности движения при эксплуатации железнодорожных переездов. Однако, ввиду значительного звучания этой темы, призываем власти Адыгеи и Майкопа в рамках компетенции также отслеживать дальнейшее решение данного вопроса, с целью недопущения возможных проволочек в ходе устранения нарушений, - подчеркнул Владимир Трофимов.

5. Отсутствие безбарьерной среды в многоквартирных домах

Подчас люди с инвалидностью, проживающие на верхних этажах в многоквартирных домах оказываются фактически запертыми в квартире, не имея возможности выйти на улицу. В этой связи необходимо обеспечить выполнение положений о создании доступной среды Индивидуальных программ реабилитации инвалидов в случаях, когда человек проживает в многоквартирном доме при отсутствии условий, позволяющих ему покидать помещение.

При этом недопустима ситуация, когда обязанность переоборудовать подъезд дома возлагается  на жильцов. Ведь Преамбула закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации и регионов, но никак не граждан. Также сошлемся на Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2012 г. N 78-КГ12-17, в котором указано, что инвалид, использующий кресло-коляску, не обязан доказывать необходимость создания условий для доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обязанность доказывания обеспечения беспрепятственного доступа к занимаемому им жилому помещению в многоквартирном доме лежит на собственниках такого дома.

Решению проблемы поспособствовал бы детальный мониторинг ситуации, определение людей, нуждающихся в поддержке и содействие им в переселении (в том числе посредством обмена жилья) в более удобное жилье.

6. Неразвитость системы помощи инвалидам, у которых поломалось кресло-коляска. Отсутствие организации, которая осуществляла бы мелкий ремонт колясок

Требуется навести порядок в вопросе о том, кто и как должен помогать инвалидам, в случае поломки кресла-коляски вне дома. В таком случае может возникнуть ситуация, объективно угрожающая жизни и здоровью лишенного возможности передвигаться человека (ведь это, к примеру, может случиться на проезжей части, в зимнее время, в мороз). Однако на практике, как следует из ответов официальных органов, в случае поломки инвалидной коляски человек должен в первую очередь обращаться за услугой социального такси.

- Ссылка на возможность воспользоваться услугой социального такси в такой ситуации необоснованна. Во-первых, при поломке инвалидной коляски человек может попасть в условия, которые угрожающие его жизни и здоровью. Ведь это может произойти зимой, в морозы. Во-вторых, инвалидная коляска может поломаться и в таком месте, куда не сможет подъехать машина. В-третьих, для эвакуации может потребоваться микроавтобус, т.к. инвалидная коляска, к примеру с электроприводом, в багажник не поместится. А машину с подъемником надо заказывать заранее. Значит, в экстренной ситуации реальной помощи дождаться будет сложно, - говорит Владимир Трофимов.

- Летом этого года «Легионеры милосердия» проводили собрание на площади Дружбы в Майкопе. У одного из нас — человека пожилого — коляска вышла из строя. Мы обратились на телефон МЧС России. Нам пояснил, что Адыгейским ПСО МЧС России помощь инвалидам-колясочникам, попавшим в подобное положение, не оказывается. Наше заявление было  перенаправлено в городское управление «Единой дежурно-диспетчерской службы». По истечении некоторого времени, ввиду того, что со стороны  ГУ МКУ «ЕДДС» не было принято мер, сотрудники Адыгейского  ПСО МЧС России все же прибыли на место и помогли человеку добраться до дома, - продолжает мысль Владимир Трофимов. - В ответах на запросы о необходимости решения данного вопроса (например, прокуратурой Майкопа) указывается на то, что в настоящее время создана служба социального такси, специально предназначенного для перевозки инвалидов-колясочников, куда и следует в подобной ситуации обращаться. Также предлагают обращаться в ГУ МКУ «ЕДДС» г. Майкопа, что, как мы убедились на практике, малополезно. А вот иные учреждения, которые могли бы оказывать безвозмездные услуги по квалифицированной эвакуации с места поломки инвалидной коляски и доставки инвалида домой на территории Майкопа отсутствуют. Также действующее законодательство РФ не предусматривает такой вид обязательства как квалифицированная эвакуация с места поломки коляски и доставка инвалида домой…

Кроме того, часто лица с ограниченными возможностями здоровья не могут получить быструю помощь в случае необходимости мелкого ремонта или технического обслуживания кресла-коляски.  

- Выходом может стать оказания подобных услуг автомастерскими, организациями и предпринимателями, специализирующимися на продаже и ремонте велосипедов. Органы власти могли бы стимулировать включение бизнеса в эту работу, - убежден Владимир Трофимов. - Также люди, пользующиеся электроколясками, сталкиваются с еще одной проблемой — невозможностью подзарядки аккумуляторов вне дома. С учетом того, что инфраструктура населенных пунктов республики далеко не в полной мере соответствует требованиям доступной среды, приходится преодолевать значительные расстояния. Поэтому стоит рекомендовать официальным учреждениям частным организациям давать возможность подзарядить коляску.  

Дмитрий Кизянов,

Член Союза журналистов России,

Адвокат Адыгейской республиканской коллегии адвокатов. 

при содействии пресс-службы  Майкопского городского суда

опубликовано 15.12.2015 14:49 (МСК)