Arms
 
развернуть
 
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199
Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)
maikopsky.adg@sudrf.ru
схема проезда
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)maikopsky.adg@sudrf.ru

График работы суда:

 Понедельник

 9.00-18.00

 Вторник

 9.00-18.00

 Среда

 9.00-18.00

 Четверг

 9.00-18.00

 Пятница

 9.00-17.00

 Суббота

 Выходной день

 Воскресенье

 Выходной день

 Перерыв

13.00-13.48 

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

      




 
 
 

 


ПРЕСС-СЛУЖБА
Материал от 24.08.2015
Переправа, переправа или такая недоступная средаверсия для печати

Тема создания доступной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья является топовой уже в течение нескольких лет. Однако, как и прежде, принимаемые меры подчас делаются для галочки.

Переправа, переправа…

Мосты через Белую для нескольких тысяч проживающих в частном секторе за рекой жителей республиканского центра — объекты стратегические. Попасть без них в центр города было бы весьма затруднительно. Несколько месяцев назад в «СА» стали поступать жалобы на то, что дальний висячий мост возле детского сада «Росинка» находится в аварийном состоянии. Мы вышли на место и убедились, что он был действительно в весьма неприглядном виде. В уже изрядно подгнившем покрытии появились «провалы» шириной с метр или более, в плачевном виде и металлические конструкции переправы. Тем не менее, жителям района этот мост особенно необходим, в том числе родители через него водили детей в детский сад, здесь же расположена школа.

В скором времени на этом мосту можно ожидать перемен к лучшему. Как можно узнать, посетив интернет-ресурс zakupki.gov.ru (официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг), недавно состоялся аукцион на выполнение работ по его ремонту. Окончание работ: 30 сентября 2015 г.   Цена контракта — 218 тыс. рублей. Понадеемся, что выделенных денег хватит и в указанный срок жители района получат возможность пользоваться этим мостом. К слову, если сравнивать с мостом напротив горпарка, сумма затрат кажется не столь значительной. Как сообщает сайт zakupki.gov.ru, муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства: "Капитальный ремонт пешеходного моста через р. Белая в г. Майкопе в районе "Городского парка культуры и отдыха" был заключен осенью прошлого года и уже ноябре был подписан акт сдачи-приемки готовых работ. Цена договора составила 1,765 млн рублей.

То, что на необходимость приведения мостов в надлежащий вид власти обратили внимание, есть своя доля заслуг и  Майкопской городской организации людей с ограниченными возможностями «Легионеры милосердия». Ее председатель Владимир Трофимов в свое время обратился в прокуратуру с жалобой на то, что мосты через Белую не оборудованы условиями доступной среды для людей, передвигающихся в инвалидном кресле. Действительно, по итогам прокурорской проверки в отношении моста, расположенного в районе Городского парка, возле бассейна, было  установлено нарушение в том, каким образом оборудован пандус.  Его уклон составил более 40% при допустимом - не более 10%, а съезд с противоположной стороны моста вовсе отсутствовал. Вопрос имеет социальное значение, решили в прокуратуре и обратились в суд с заявлением в интересах неограниченного круга лиц. 30 апреля 2013 года Майкопский городской суд рассмотрел иск прокуратуры к мэрии Майкопа и МКУ «Благоустройство МО «Город Майкоп». Бездействие муниципальных служб, выразившееся в отсутствии контроля за техническим состоянием моста было признано незаконным. Ответчики были обязаны привести объект в надлежащий вид.

- Доводы представителей ответчиков об отсутствии надлежащего финансирования суд посчитал несостоятельными, поскольку в силу ст.ст. 2, 18 Конституции Российской федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. В связи с этим, недостаточность денежных средств не могла служить основанием для ненадлежащего содержания и обустройства указанного моста, - прокомментировали «СА» этот случай в пресс-службе Майкопского городского суда. - Несколько ранее, 1 апреля 2013 года, по иску прокуратуры суд признал незаконным бездействие МКУ «Благоустройство» и мэрии города, выразившееся в необорудовании условий доступной среды на мосту в районе детского санатория «Росинка». Далее,  9 апреля 2013 года Майкопский городской суд по аналогичному иску прокуратуры признал незаконным бездействие муниципалитета в части неисполнения обязанности по контролю за техническим состоянием моста через реку Белая, расположенном по ул. Подлесная в г. Майкопе (в районе плотины). Основанием для иска также стали результаты прокурорской проверки, проведенной по жалобе Трофимова.

берег левый, берег правый

Далее муниципалитет приступил к исполнению судебных решений. Был заключен контракт на обустройство пандусов на мосту по ул. Подлесная (через плотину) и в районе детского сада «Росинка». Цена контракта составила порядка 100 тыс. рублей. Работы были выполнены; ответствующий акт сдачи-приемки работы составлен 17 апреля 2015 года. Однако, что касается висячего моста возле «Росинки», толку от этого оказалось мало — как мы уже говорили, пока мост находится в весьма плачевном состоянии и проход по нему закрыт.

С мостом напротив городского парка ситуация тоже двоякая. Сразу перед сходом с моста на левом берегу –  заросшие бурьяном ступеньки, но подняться человеку в инвалидной коляске на эту высоту невозможно — пандуса нет. Единственный подъезд к мосту — засыпанная гравием, в котором вязнут колеса инвалидной коляски, крутая дорожка в стороне.

- Спуститься здесь можно, однако этом есть риск свернуть себе шею... - горько шутит Владимир Трофимов.

Далее, когда мы двигались вдоль набережной, наш собеседник развил мысль:

- Вроде не так давно завершен капитальный ремонт моста, однако около месяца назад  на нем опять велись какие-то работы. Мост оборудован пандусами, однако пользы от этого мало. Во-первых, сами по себе пандусы мало чего стоят в условиях, когда к мосту нет нормального подъезда ни с одной, ни с другой стороны реки. Во-вторых, на покрытии моста со стороны парка есть практически незаметная  для прохожего «приступка». Зато я, передвигаясь на инвалидной коляске, ее очень хорошо ощущаю... Я могу «взять» ее с разгона, однако преодоление подобных препятствий вряд ли хорош скажется на техническом состоянии моей коляски

- Но если инвалид все же переедет через мост, у него будет возможность лишь покататься вокруг бассейна. Подъем на коляске по ведущей в парк асфальтированной дорожке будет делом очень нелегким, -  развивает мысль Трофимов.

Да и в целом состояние набережной по левому берегу Белой таково, что в темное время здесь и здоровый человек ноги переломать может. А ведь это зона отдых для очень многих горожан.

- К сожалению, я и мечтать не могу о том, чтобы без чей-то помощи спуститься к реке, к воде, - говорит Трофимов.

Движемся по набережной в обратную сторону — к дальнему висячему мосту у детского сада «Росинка». По ходу дела встречные здороваются с Владимиром — видно, человек прожил в этом районе много лет, его знают и уважают соседи. Мы тоже поневоле проникаемся уважением к нашему собеседнику.

- Если почитать законы о том, как надо поддерживать инвалидов, так душа радуется и хочется жить. Только вот в реальности мы часто сталкиваемся совсем с другим. Бывает и так, что для решения самых очевидных вопросов приходится идти в суд. Здесь отдельное спасибо  работникам прокуратуры, - говорит наш собеседник.  - Хотя, не все так плохо. В том, что касается создания условий доступной среды, есть некоторые подвижки. Например, мэрия города пошла к нам навстречу в вопросе оборудования двух туалетов для инвалидов — в Городском парке и на республиканском стадионе. Поверьте мне, без иронии, для нас это очень важно.

Но встречаются случаи бездушия, непонимания, а может быть и откровенной халатности. Не так давно «Легионеры милосердия» проводили встречу в Майкопе. Практически в центре города у одного из ее участников сломалась коляска.

- Мы звонили на телефоны служб, которые должны помогать людям, но в итоге пожилому человеку пришлось на солнцепеке ожидать поддержки более часа. Может некоторые наши чиновники искренне верят в то, что всю жизнь будут молоды и здоровы? - задается вопросом Владимир Трофимов.

Но самое страшное, что может ждать человека, потерявшего здоровье, и который не видит реальной возможности найти себе место в обществе, — апатия, потеря интереса к жизни.

- К сожалению, сегодня инвалиды по большей части разделены, лишены связи с окружающим миром и живут в своих маленьких, замкнутых мирках. Очень много людей спивается, - говорит наш собеседник. - Чтобы попытаться сломать эти барьеры, мы и создали организацию «Легионеры милосердия» объединяющую всех людей с ограниченными возможностями здоровья, в рамках которой мы пытаемся общими усилиями решать общие вопросы и отстаивать наши права. Если подумать, то все наше общество состоит из людей с ограниченными возможностями здоровья. Нет у человека зуба — у него уже возможности здоровья несколько ограничены. Или если кто-то убежден, что он абсолютно здоров, опять таки,  ведь всех ждут старость, болезни...

Сам Трофимов - «шейник». В результате травмы у него практически парализованы руки и ноги. Поэтому коляска с электрическим приводом (которой он управляет джойстиком при помощи нескольких пальцев на руке) для него отнюдь не роскошь. При этом чувствуется, что перед нами человек не привыкший просить о помощи. Путь пересекает грунтовая дорога — съезд к реке. Он, не предупредив, ускоряя ход,  преодолевает сделанные машинами выбоины. Раньше, когда он спускался по косогору на набережную, нам было мягко сказать не по себе от зрелища. Сейчас и вовсе сердце екнуло: район малолюдный, если коляска перевернется, дожидаться помощи придется долго...

- Не страшно?

- А куда деваться? Страшно было раньше, когда на мосту через плотину не было пандусов, и приходилась перебираться на другой берег по проезжей части. Бывает, едет «КАМАЗ» с лесом и у меня сердце сжимается: «Господи, уж достаточно жизнь меня поломала! Помоги! Если что случится, то пусть сразу умру...»

Далее движемся молча. Висячий мост возле «Росинки». Сам проход на мост заварен решеткой. Идем влево и вверх по асфальтированной дороге. Далее — по улице Кирова движемся обратно к дому Трофимова.

Вывод из увиденного и услышанного: по итогам исполнения решений суда, кардинального улучшения ситуаций в плане доступности мостов Владимир Трофимов не почувствовал. Исключение: мост через плотину, здесь его оценка положительная. А ведь работы произведены и оплачены из бюджета на всех трех мостах.

О правовой «культуре» и «доступной среде»

На обеспечение реализации различных направлений Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы  общий объем бюджетных ассигнований составляет более 168 млрд. рублей. В Адыгее на реализацию аналогичной региональной программы предусмотрено почти 60 млн рублей. Средства немалые и есть значительный общественный интерес в том, чтобы эти траты принесли максимальную пользу. Ведь это прямо касается благополучия жизни огромного числа наших сограждан. Как следует из паспорта долгосрочной целевой программы РА "Доступная среда" на 2013 - 2015 годы, в регионе проживает порядка 37,5 тыс. инвалидов, из которых 1,4 тыс. составляют дети-инвалиды, 1,1 тыс. - инвалиды войны и инвалиды вследствие военной травмы, более 1,2 - инвалиды по зрению и 590 - инвалиды с полной утерей слуха. Это каждый 8 житель республики (в Российской Федерации - каждый 12).

Однако удастся ли по итогам реализации данных государственных программ поднять ситуацию на принципиально новый уровень — вопрос спорный. Ведь помимо обустройства «доступной среды» по ее формальным признакам, необходимо ломать барьеры несколько иного плана. Пообщавшись в Трофимовым и другими его собратьями по несчастью, мы выслушали достаточно историй о том, как обустроенные перед официальными учреждениями пандусы оказываются ведущими в никуда — в саму дверь на инвалидной коляске въехать нельзя. Или про то, что оборудованные подъемники на самом деле оказываются в нерабочем состоянии. Вполне обыденной, к сожалению, представляется ситуация, когда принимающий человека с ограниченными возможностями чиновник особо не пытается скрыть своего отношения: «Зачем пришли? Сидели бы дома...» или просто пытается избежать общения с неудобным и «неприятным» заявителем...

Еще один показательный момент, и эту тему мы поднимали на страницах «СА» неоднократно. При обустройстве тротуаров и пешеходных переходов практически ничего не стоит (в том числе и материально...) оборудовать нормальные съезды с тротуара на проезжую часть. Из цепочки бордюрных камней исключается один, в образовавшемся пространстве формируют откос асфальта или тротуарной плитки. В нижней части конструкцию укрепляют положенным на бок бордюрным камнем. C этим камнем и возникают проблемы. Есть СНИП, устанавливающий, что высота бордюрного камня на съезде не должна превышать четыре сантиметра (причем — это допустимый максимум, естественно, желательно, чтобы зазор был меньше). На практике же, как и прежде, это правило сплошь и рядом нарушается. Причем, это делается и возле вновь возводимых объектов, что дает основание полагать, что за четыре года с начала реализации программы «Доступная среда» государство так и не смогло убедить застройщиков и ответственные за благоустройство службы следовать самым элементарным правилам, необходимость соблюдения которых, к слову, прямо обусловлена международными обязательствами России (ратифицированной РФ Конвенцией ООН о правах инвалидов), федеральным и региональным законодательством.

Посмотрим на новый республиканский стадион: выйдя из главных ворот и повернув влево, мы вскоре упремся в непреодолимый для человека в инвалидной коляске проезд для автомобилей. Или посмотрим, как этот вопрос «решен» перед новостройкой на перекрестке улиц Победы и Советской. Или вообще «гениальное» решение — упирающийся в бордюр и бетонный столб пешеходный переход на пересечении улиц Победы и Пушкина  возле городского парка. Да простят нас те из ответственных лиц, кого может в той или иной мере задеть то, о чем мы говорим. Эти примеры указаны методом случайной выборки. Во многих других местах ситуация ничуть не лучше...

КСТАТИ:

В прошлом году в Адыгее был принят региональный закон "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур". По мысли законодателя под маломобильными группами населения понимаются инвалиды; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; иные лица с ограниченными способностями и возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников. Статья 4 данного закона определяет, что исполнительные органы государственной власти республики  могут привлекать представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы маломобильных групп населения по вопросам их передвижения и адаптации на территории региона.

Закон был принят 30 июля 2014 года и через 10 дней вступил в силу. Уже после этого в ноябре прошлого года после капитального ремонта был сдан мост возле горпарка, хотя, возникает ощущение, вопросам доступности среды были уделено отнюдь не первоочередное внимание: как мы убедились на месте, пандусы были оборудованы, однако сами возможности для инвалида в кресле-коляске добраться до моста весьма сомнительны. Может, стоит озаботиться тем, чтобы во фразе о том, что органы власти «могут привлекать представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы маломобильных групп населения по вопросам их передвижения и адаптации на территории региона», заменить слово «могут» на «обязаны», распространив одновременно действие этой нормы на муниципальные органы власти?

И может, стоит раз напомнить, должностным лицам, ответственным за благоустройство населенных пунктов о том, что  разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов использования их инвалидами не допускается (ст.15 Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)? Или про то, что в соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.


Дмитрий Кизянов

при содействии пресс-службы Майкопского городского суда

 

 

опубликовано 24.08.2015 14:11 (МСК), изменено 24.08.2015 14:14 (МСК)