График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
К вопросу об определении подведомственности дела, подлежащего рассмотрению и разрешению в порядке гражданского процессуального судопроизводства или административного судопроизводства | версия для печати |
До 15 сентября 2015 года обжаловать акты, решения или действия органов власти можно было в гражданском судопроизводстве, но в особом порядке – согласно гл. 24 и 25 Гражданского кодекса. Теперь практически все подобные иски попадают под действие Кодекса об административных правонарушениях РФ. В то же время, по правилам гражданского судопроизводства, суд оценивает те акты, из которых возникают гражданские права и обязанности – например, когда лицо получает право на какое-либо имущество. Такие разъяснения даны в п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ». Спорные ситуации возникают тогда, когда в одном деле есть и административный, и гражданско-правовой компоненты. Например, по распоряжению местной администрации снесли здание, которое она считала самостроем, – здесь нарушено гражданско-правовое право собственности, но нарушено согласно властно-распорядительному акту органа власти. Или площадь земельного участка уменьшилась из-за незаконных поправок Росреестра: тоже нарушено право собственности, но суд должен оценить законность действий чиновников. Суды общей юрисдикции ошибочно относят административные дела к гражданским, и эта проблема носит системный характер. Выбор неправильного вида судопроизводства создает для истца большие проблемы из-за разных принципов гражданского и административного процессов. В первом случае исходят из равенства истца с ответчиком, которые обладают схожими процессуальными правами. Во втором случае гражданину дают больше прав, а государственному органу больше обязанностей, соответственно распределяется и бремя доказывания. Если административный спор разрешили по правилам гражданского – значит, лишили гражданина процессуальных прав и возможностей, которые полагаются ему по закону. Как определить подведомственность спора. Если правоотношения возникли только в результате акта органа власти и носят публично-правовой характер – то защищать права нужно административным иском или заявлением в порядке «административной» гл. 24 АПК. Гражданский иск надо подавать в том случае, если правоотношения возникли из фактов, указанных в ст. 8 Гражданского кодекса РФ. В частности, это:
В случае, если истец оспаривает отказ администрации передать в собственность земельный участок – ему нужно выбирать административное судопроизводство. В таком порядке надо разрешать дела, в которых публичный акт (или, в данном случае, отказ его вынести) нарушил права истца. А если гражданин требовал бы продать ему участок по закону и получил отказ – ему стоило бы подать обычный (гражданский) иск о понуждении к заключению договора. Какие дела разрешаются в порядке КАС: мнение Верховного суда. · Гражданин оспаривает отказ местных властей выделить ему бесплатно садовый участок (определение № 20-КГ17-17, 20-КГ17-16). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 27 сентября 2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику. Гражданин и администрация городского округа не являются участниками правоотношений, основанных на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности. Решение администрации городского округа об отказе лицу в предоставлении в собственность земельного участка бесплатно - результат осуществления органом местного самоуправления властных полномочий, который не привел к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей административного истца. Следовательно, требования административного истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера. · Гражданин оспаривает акт местных властей о порядке демонтажа самовольных построек (определение № 11-АПГ17-9). Оспариваемый муниципальный нормативный правовой акт регулирует не гражданские правоотношения, а регламентирует действия уполномоченных органов местного самоуправления по реализации публичных полномочий по управлению земельными участками, находящимися в собственности города и земельными участками, в границах городского округа, государственная собственность на которые не разграничена. · Гражданин оспаривает бездействие местной администрации, которая не подключает его дом к сети водоснабжения (определение № 45-КГ17-4). Поскольку отношения возникли непосредственно вследствие несовершения органом местного самоуправления, наделенного соответствующими публичными полномочиями по организации водоснабжения населения, определенных действий и носят публично-правовой характер, административный иск гражданина об оспаривании таких действий должен быть рассмотрен судом первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. · ТСЖ обжалует постановление муниципальных властей, которые наложили сервитут на ее участок (определение № 11-КГ17-18). Требования товарищества собственников жилья, связанные с оспариванием нормативного правового акта - постановления исполнительного комитета муниципального образования об утверждении постоянного публичного сервитута на земельные участки вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Исполнительный комитет муниципального образования при принятии оспариваемого нормативного правового акта реализует административные и иные публично-властные полномочия. · Казенное предприятие хочет признать незаконными предписания Государственной инспекции труда (определение № 29-КГ17-5). Утверждение о необходимости рассмотрения заявленных требований в порядке гражданского судопроизводства несостоятельно в силу того, что оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению МКП его права, охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, в том числе и привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае его неисполнения. Следовательно, законность предписания Федеральной инспекции труда подлежит проверке в порядке административного судопроизводства. Какие дела разрешаются в порядке ГПК: мнение Верховного суда. · Бывшая военнослужащая, не согласная с полученной характеристикой, подала иск о защите чести и достоинства (№ 201-КГ17-35). Согласно ч. 1 ст. 152 Гражданского кодекса РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений. Исковые дела по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в силу ч. 1 ст. 1, п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ являются гражданскими делами, производство по которым осуществляется по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. · Гражданка решила обязать местные власти выдать ей звание «Ветеран труда» (№ 53-КГ17-8).
Правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (подача заявления в порядке административного судопроизводства или искового заявления). Именно на стадии принятия заявления к производству суда определяется характер спорных правоотношений и процессуальный закон, подлежащий применению, поскольку от этого зависят правила судопроизводства, в том числе распределение между сторонами судебного процесса бремени доказывания.
Кандидат юридических наук Судья Майкопского городского суда А.Х. Хуаде
|