График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
Защита прав потребителей | версия для печати |
Защита прав потребителей. Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном гражданском праве России. Экономический фактор в настоящее время преобладает во многих сферах общественных отношений, в том числе и на потребительском рынке. Это реальность, с которой необходимо считаться. В условиях рыночной экономики практически каждый гражданин, выступая в роли потребителя товаров, работ и услуг, нуждается в правовой защите своих нарушенных прав. Указанное обстоятельство обусловливает изучение норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие права потребителя. Отношения с участием потребителей регулируются прежде всего ГК РФ, Законом РФ "О защите прав потребителей», другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Закон РФ "О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Законодательство о защите прав потребителей распространяется на отношения, которые могут возникать из договоров розничной купли-продажи; аренды, включая прокат; найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по представлению или обеспечению представления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан); перевозки граждан, их багажа и грузов; комиссии; хранения; из договоров на оказание финансовых услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд потребителя-гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в том числе предоставление кредитов для личных (бытовых) нужд граждан, услуги по договору банковского вклада, открытие и ведение счетов клиентов-граждан, осуществление расчетов по их поручению, услуги по приему от граждан и хранению ценных бумаг и других ценностей, оказание им консультационных услуг; из договоров возмездного оказания услуг (связи, медицинских, ветеринарных, по обучению, туристскому обслуживанию и иных) и других договоров, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Потребитель имеет право на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, имущества, окружающей среды; на получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах, импортерах); на компенсацию морального и материального вреда; на замену товаров ненадлежащего качества; на устранение недостатков товаров (работ, услуг); на просвещение, государственную и общественную защиту его интересов и т.д. Закон РФ "О защите прав потребителей» не только обеспечивает социальные гарантии потребителей, расширяя их права, но и объективно повышает ответственность изготовителей, импортеров, продавцов и исполнителей за качество оказываемых ими работ и услуг, устанавливая для них ряд обязанностей: обязанность передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, а в случае отсутствия в договоре условий о качестве товара - обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется; обязанность обеспечить возможность использования товара в течение его срока службы – обеспечение ремонта и технического обслуживания товара; обязанность обеспечивать безопасность товара (работы) в течение установленного срока службы или срока годности товара (работы); довести до сведения потребителя информацию об изготовителе (исполнителе, продавце), необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах); довести до сведения потребителя информацию о режиме работы продавца; обязанность исполнить работу (оказать услугу) в установленный договором срок; обязанность заменить товар ненадлежащего качества; обязанность устранить недостатки выполненной работы (оказанной услуги) и др. Статьей 17 Закона РФ "О защите прав потребителей» предусмотрена судебная защита прав потребителей. Согласно данной статье иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. До 2005 г. потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождались от уплаты государственной пошлины во всех случаях. С 2005 г. согласно ст. 333.36 НК РФ истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Однако такое освобождение предоставляется, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ. Такие правила направлены не только на обеспечение фискальных интересов, но и на ограничение возможности потребителей злоупотреблять своими правами при подаче исков, в частности, путем подачи заведомо необоснованных исковых требований на крупные суммы. В силу ч. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с ответчика за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Статьей 15 названного Закона предусмотрена компенсация морального вреда вследствие нарушения прав потребителя, которая осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков. Кроме того, за просрочку выполнения требований потребителя, за нарушение исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг), сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Законом РФ "О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность в виде неустойки (пени). При рассмотрении дел данной категории суды руководствуются также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ №7 от 29.09.1994 г. «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В 2011 году Майкопским городским судом было рассмотрено 51 дело о защите прав потребителей. Из них 14 дел вытекают из договоров с финансово – кредитными учреждениями, из которых 10 исков удовлетворено на общую сумму 1 034 641 руб., включая сумму взысканной компенсации морального вреда, по 1 делу вынесено решение об отказе в иске, по 2 делам прекращено производство и 1 дело оставлено без рассмотрения. Из указанных 51 дела - 37 дел вытекают из договоров в сфере услуг, торговли. Из них 11 исков удовлетворено на общую сумму 803 212 руб., включая сумму взысканной компенсации морального вреда, по 11 делам вынесено решение об отказе в иске, по 14 делам прекращено производство и 1 дело оставлено без рассмотрения. Так, решением Майкопского городского суда от 19.12.2011 г. частично удовлетворен иск Кушу Г.Т. к ООО «Морозов и К» о нарушении прав потребителя, выразившегося в продаже ему товара ненадлежащего качества. С ООО «Морозов и К» в пользу Кушу Г.Т. взысканы убытки в размере 83 427 руб. за нарушение прав потребителя и неустойка за нарушение срока исполнения обязательств по дополнительному соглашению к договору розничной купли-продажи в сумме 83 427 руб. Иск удовлетворен частично в связи с уменьшением судом неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ. В последнее время становятся актуальными дела по искам потребителей к кредитным организациям и банкам о признании незаконными условий кредитного договора, предусматривающих уплату комиссии за зачисление кредитных средств на счет, комиссии за расчетное обслуживание, комиссии за досрочное исполнение заёмщиком обязательств по возврату суммы кредита. Так, решением Майкопского городского суда от 19.09.2011 г. удовлетворен иск Шнейдер В.А. к НБ «ТРАСТ» (ОАО), и признан недействительным (ничтожным) смешанный договор, содержащий элементы кредитного договора, договора об открытии банковского счета и договора об открытии спецкартсчета, в части уплаты заёмщиком ежемесячной комиссии за расчетное обслуживание счёта в размере 1 481 руб. 93 коп. и уплаты единовременной комиссии за зачисление кредитных средств на счет заёмщика в размере 1 690 руб. В целом, анализ судебной практики показывает, что количество лиц, обращающихся в суд за защитой прав потребителей, в последние годы возросло, что свидетельствует о повышении правовой грамотности потребителей в области защиты своих прав. Помощник судьи Майкопского городского суда Адамян Л. Г. |