И Н Ф О Р М А Ц И Я
об исполнении уголовно-процессуального законодательства
при избрании меры пресечения - заключение под стражу.
Майкопским городским судом ежегодно анализируется соблюдение законодательства при избрании меры пресечения – заключение под стражу.
Это обусловлено тем, что судебная процедура ограничения права на свободу и личную неприкосновенность может быть применена лишь при наличии оснований указанных в Конституции Российской Федерации.
Применение данного вида уголовно-процессуального принуждения должно быть обоснованно органом дознания, следователем, прокурором и судом, и соответствовать конституционно оправданным целям.
На существенные недостатки при заключении под стражу, неоднократно указывали в своих выступлениях президент Российской Федерации Медведев Д.А., председатель Верховного суда Российской Федерации Лебедев В.М., генеральный прокурор Чайка Ю.Я., министр внутренних дел Нургалиев Р.Г., другие руководители правоохранительных органов Российской Федерации.
Поэтому в ежегодно направляемых в Ваш адрес информациях, нами дается анализ деятельности всех правоохранительных органов и суда, отмечаются недостатки и нарушения закона, и предлагаются меры по предупреждению и пресечению отступлений от закона.
Анализ работы показал, что положительных сдвигов на столь важном участке деятельности всех заинтересованных органов, не произошло.
Причиной тому послужило размывание ответственности между следователем, прокурором и судом.
Не стали препятствием и широкие полномочия руководителей следственных органов, которые получив надзорные функции, не только не используют их, но и злоупотребляют ими.
Ходатайства в суд наряду со следователем подписывают исполняющие обязанности руководителей следственных органов, начальники следственных частей и других следственных подразделений, не отвечающие за законность арестов и не вникающие в суть ходатайства.
Прокуроры не проявляют принципиальность в судебных заседаниях, зачастую занимают соглашательскую позицию, хотя согласно требований уголовно-процессуального законодательства – обязаны обеспечивать законность рассмотрения дела.
Следует отметить, что из года в год снижается количество дел направляемых в Майкопский городской суд, но количество ходатайств увеличивается. Если в 2007 году судом было рассмотрено 226 ходатайств, то в 2008 году – 295, из которых удовлетворено – 211.
По степени тяжести ходатайства характеризуются следующим образом: особо тяжкие - 62 (30%), тяжкие - 88 (42%), средней тяжести - 54 (25%), небольшой тяжести - 7 (3%).
Больше всего ходатайств рассмотрено от Следственного Управления УВД г.Майкопа – 152, Следственное Управление Следственного комитета г. Майкопа – 38, РУФСКН по Краснодарскому краю – 47, Следственное Управление при МВД РА – 30, Следственное Управление Следственного комитета при прокуратуре РФ по РА – 14.
Из 62 дел об особо тяжких преступлениях, в суд поступило 31 дело на 31 лицо, из которых 29 человек осуждены к лишению свободы, 2 человека были осуждены условно, в связи с необоснованно завышенной квалификацией, а в отношении остальных сроки продлены.
Из 88 лиц, арестованных за совершение тяжких преступлений, в суд поступили дела в отношении 54 человек, из которых 6 человек осуждено без лишения свободы, в связи с переквалификацией их действий.
Из 38 лиц привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений средней тяжести, к лишению свободы осуждены 25 человек, 8 человек осуждены условно, 5 дел в производстве суда.
Из 8 лиц арестованных судом за совершение преступлений небольшой тяжести, в суд дела поступили на 5 человек, из которых только 4 осуждены к лишению свободы.
Майкопским городским судом в истекшем году было отказано в удовлетворении 40 ходатайств следователей, и в суд поступили уголовные дела только в отношении 28 человек, следовательно, остальные 12 ходатайств были необоснованны.
Органами следствия было заявлено 33 ходатайства об аресте женщин, судом удовлетворено 29 ходатайств, в суд поступили дела в отношении 11 лиц, остальные уголовные дела расследуются. К лишению свободы осуждено 8 человек, 3 женщины осуждены к условной мере наказания.
Из 23 несовершеннолетних, заключенных под стражу, в суд поступили дела в отношении 16 человек, из которых 12 осуждены к лишению свободы, а остальные к условной мере наказания.
Всего из под стражи в течение года было освобождено 25 человек, или 12% всех арестованных лиц, 16 человек по приговору суда и 9 лиц освобождены органами следствия, и дела на них в суд не поступили.
Таким образом, при более ответственном подходе всех участников уголовного судопроизводства к арестам, можно было избежать необоснованной изоляции от общества каждого восьмого лица, привлекаемого к уголовной ответственности.
Вместе с тем следует отметить, что судом, в связи с назначением наказания, связанного с лишением свободы, в зале суда взято под стражу 36 человек, так как эти лица либо ранее были судимы, либо совершили тяжкое преступление.
Все заинтересованные ведомства располагают достаточными фактическими данными о состоянии законности при арестах, поэтому суд не акцентирует внимание на конкретных примерах, давая общий анализ положения дел в городе Майкопе, и предлагает правоохранительным органам дать оценку каждому необоснованному аресту.
Председатель Майкопского
городского суда Ю.М.Воронин