Справка по результатам проверки сроков рассмотрения административных дел и дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления п
Справка по результатам проверки сроков рассмотрения административных дел и дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления п
С П Р А В К А
По результатам проверки сроков рассмотрения административных дел и дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, рассмотренных свыше установленного срока за 2007 год и 2 месяца 2008 года.
2007 год
Майкопским городским судом в 2007 года было рассмотрено 164 административных дела, из них подвергнуто наказанию - 152 лица, производством прекращены 6 дел, передано по подведомственности – 4 дела, возвращены, для устранения недостатков протоколов (ст.29.4ч.1п.4 КОАП РФ) – 2 дела.
Из 164 административных дел с нарушением срока, предусмотренного ст.29.6 КОАП РФ, рассмотрено 3 дела, что составляет 1,8 % .
1. Иманкулов Ш.И.ст.12.24ч.1 КОАП РФ (срок рассмотрения 15 дней), поступило 05.03.07г., нарушен срок при назначении дела к слушанию, определение о назначении от 23.03.07 на 04.04.07г., рассмотрено 04.04.07г.- срок нарушен на 16 дней (Горголин А.Т.),
2. Березнева И.В.ст.7.12 КОАП РФ (срок рассмотрения-15 дней), поступило 17.08.07, нарушен срок при назначении дела к слушанию, на 31.08.07, отложено ввиду неявки правонарушителя 31.08.07, рассмотрено 12.09.07, с нарушением срока 9 дней (Богус Ю.А.),
3. Войсковая часть 63621 ст.19.20 КОАП РФ (срок рассмотрения 5 дней), поступило 20.11.07г., нарушен срок при назначении дела к слушанию, определение от 21.11.07 о назначении на 05.12.07г. Затем поступило ходатайство в\части об отложении дела на 17.12.07г. Рассмотрено 17.12.07. (Григорова Ж.В.).
Хотелось бы обратить внимание, что все 3 дела были рассмотрены с нарушением сроков на начальной стадии подготовки и назначения дел и объективных причин нарушения сроков не выявлено.
За этот же период времени по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях было рассмотрено -169 дел, из них свыше срока, установленного ст.30.5 КОАП РФ (10 дней)- 108 дел, что составляет 64 %.
Из 108 дел, рассмотренных с нарушением срока, 73 дела по протестам прокурора, 35 по жалобам граждан. Причины нарушения сроков были как объективные так и не объективные.
Основными причинами нарушения сроков по делам, рассмотренным по протестам прокурора на постановления административной комиссии МО «Город Майкоп», явилось следующее. Во – первых, к протестам прокурора, поступившим в суд в массовом порядке не были приложены все материалы административной комиссии. Поэтому судьи при подготовке и назначении дел к слушанию направляли письменные запросы о предоставлении административных материалов ко дню рассмотрения протестов, т.к. рассмотрение дел без данных материалов невозможно. Во- вторых, в соответствии со ст.30.2ч.1 КоАП РФ жалобы и протесты на постановления по делам об административных правонарушениях направлялись непосредственно в Майкопский городской суд, а не через орган, либо должностное лицо, которыми выносились постановления и которые обязаны в течение 3 суток со дня поступления к ним жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, что послужило объективными причинами нарушения сроков рассмотрения.
Например , по делу № 12-145\07, протест прокурора г.Майкопа на постановление административной комиссии МО «Город Майкоп» в отношении директора ООО «Торговый комплекс ЦКЗ» Шалдыкина В.А.поступил 08.05.07 с копиями постановления о назначении наказания по ст.21.11 Закона РА, протокола об административном правонарушении и акта о выявленном правонарушении. В связи с этим, принимая дело к рассмотрению, судья сразу же назначил рассмотрение протеста на 28.05.07г. и обязал заинтересованное лицо представить административный материал.
По 35 делам, рассмотренным по жалобам граждан на постановления административных органов, объективные причины нарушения сроков в основном такие же, как и перечисленные выше по протестам прокурора:
При назначении жалоб к рассмотрению по 25 делам был нарушен срок рассмотрения административных материалов, по причине того, что органу, либо должностному лицо, составившему протокол, судьями предоставляется не 3-суточный срок для предоставления административного материала, а более длительный. Но и данное нарушение имеет объективную причину, так
как по сложившейся практике административный материал органом или должностным лицом в суд в течение 3 суток не предоставляется.
При проведении подготовки к рассмотрению и вынесении определения об истребовании административных материалов из административных органов, впоследствии, когда материалы направляются в суд, в результате проверки выявлено, что в некоторых делах отсутствуют отметки входящего штампа поступления в суд, то есть материалы, минуя канцелярию суда, были представлены заинтересованными лицами, либо органами, их рассмотревшими непосредственно судьям. Это также явилось причиной нарушения сроков рассмотрения, т.к. дела (жалобы) данной категории могут быть рассмотрены с момента поступления административного материала в суд, но ввиду отсутствия сведений в канцелярии суда не были соответственно внесены данные в автоматизированную систему учета данной категории дел.
Также по 1 делу был нарушен срок рассмотрения в связи с занятостью адвоката заявителя в другом судебном процессе, а еще по одному делу из-за неявки лица, привлеченного к административной ответственности.
После поступления по запросу суда к жалобе административного материала из административного органа, с нарушением срока были назначены к рассмотрению 3 дела, в связи с этим, в данном случае нет объективных причин нарушения срока рассмотрения.
Остаток по данным делам на конец отчетного периода – 4. В 2008 году рассмотрены 3 дела, в сроки, установленные ст.30.5 КоАП РФ (10 дней), 1 дело № 12-3\ 08 г.по жалобе МУ Центральная библиотечная система на постановление пожарного надзора, с нарушенным сроком. Жалоба поступила 12.12.07г. и 14.12.07г. судом был сделан запрос об истребовании материала с отдела пожарного надзора, который поступил только 27.12.07г. Рассмотрение было назначено сразу после новогодних праздников, поэтому срок рассмотрения нарушен в связи с нарушением 3-суточного срока направления административного материала в суд.
За 2 месяца 2008 года рассмотрено 18 административных дел, 5 из них с нарушением срока рассмотрения, что составляет 22 %.
1. Отменены Верховным судом РА в отношении иностранных граждан и рассмотрены с нарушением срока, в виду несоблюдения его при назначении дел к рассмотрению судьями - 4 дела по ст.ст.18.8,18.10 КоАП РФ.
2. Дело по ст.19.20 КоАП РФ в отношении МДОУ № 14 г.Майкопа поступило 24.12.07г., назначено 28.12.07 на 12.01.08, в связи с новогодними праздниками.
За указанный период рассмотрено 29 дел по жалобам и протестам на не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, из них с нарушением срока 1 дело (3,4 %).
Из всего изложенного, следует, что необходимо сделать соответствующие выводы по причинам нарушения сроков рассмотрения административных дел, так как в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 52 от 27.12.2007г. «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях», указано, что несоблюдение сроков рассмотрения дел существенно нарушает конституционное право граждан на судебную защиту, гарантированную статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Кроме этого, судьями не используется право, предусмотренное ст. 29.6 КоАП РФ о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении до 1 месяца, при котором требуется вынесение мотивированного определения.
В Майкопском городском суде имеется положительный опыт рассмотрения административных дел в установленные законом сроки, применяемый судьей Булжатовым А. Х. Так, после поступления заявления о привлечении физического либо юридического лица к административной ответственности, судьей Булжатовым А. Х. не выносится определение о назначении дела к рассмотрению на дату, заведомо нарушающую срок рассмотрения, а направляется в орган либо должностному лицу, составившему протокол, письмо с просьбой о предоставлении административного материала в суд для рассмотрения в деле об административном правонарушении. И только после поступления административного материала, посчитав дело полностью подготовленным к рассмотрению, выносится определение о назначении к рассмотрению с соблюдением предусмотренных КоАП РФ сроков рассмотрения.
Предложение: результаты проверки обсудить на оперативном совещании судей и направить письма о выявленных нарушениях закона и ст. 30.2 КоАП РФ прокурору г. Майкопа, начальнику отдела государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по РА, председателю административной комиссии МО «Город Майкоп», начальнику ОГИБДД УВД г. Майкопа, чтобы в дальнейшем сроки направления административных материалов в суд к уже поступившим жалобам не превышали 3-суточный срок, предусмотренный ст. 30.2 ч. 1 КОАП РФ, а, следовательно, судом вынужденно не нарушалось бы право граждан на судебную защиту.
Председатель Майкопского
городского суда Ю. М. Воронин