Arms
 
развернуть
 
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199
Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)
maikopsky.adg@sudrf.ru
схема проезда
385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 199Тел.: (8772) 56-18-11, 52-24-00 (ф.)maikopsky.adg@sudrf.ru

График работы суда:

 Понедельник

 9.00-18.00

 Вторник

 9.00-18.00

 Среда

 9.00-18.00

 Четверг

 9.00-18.00

 Пятница

 9.00-17.00

 Суббота

 Выходной день

 Воскресенье

 Выходной день

 Перерыв

13.00-13.48 

 

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

      




 
 
 

 


ДОКУМЕНТЫ СУДА
Обобщение судебной практики рассмотрения Майкопским городским судом гражданских дел связанных с назначением страховой пенсии за 2016 год

            Обобщение судебной практики рассмотрения Майкопским городским судом гражданских дел связанных

 с  назначением страховой    пенсии за 2016 год

 

 

В соответствии с планом работы Майкопского городского суда проведено обобщение судебной практики рассмотрения судом дел, связанных с назначением страховой пенсии по старости за 2016 год. 

Всего за указанный период времени, Майкопским городским судом РА рассмотрено 38 гражданских дел, по спорам, вытекающим из нарушений пенсионного законодательства, из них:

-26 гражданских дел рассмотрено с удовлетворением  требований;

-6 дел с отказом в удовлетворении требований;

- 6 дел – оставлено без рассмотрения.

Из всех рассмотренных гражданских дел всего было обжаловано в вышестоящую инстанцию  7 гражданских дел, что составляет 18% от общего количества рассмотренных дел. Из них:

- 5 гражданских дел оставлено без изменения, 2 дела отменены с вынесением нового решения.

- 1 гражданское дело обжаловано в кассационном порядке (с отказом в передаче кассационной жалобы в кассационную инстанцию).

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется с 01 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.  

 

 

        Российским законодательством установлена альтернативная подведомственность споров, связанных с реализацией гражданами права на пенсию. Пункт 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне  выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд. Указанное положение соответствует конституционным нормам о гарантии судебной  защиты прав и свобод.

Учитывая, что ГПК РФ не содержит положения об определении родовой подсудности дел по спорам, вытекающим из пенсионных правоотношений, при разрешении вопроса о подсудности спора, связанного с реализацией гражданином права на трудовую пенсию, следует руководствоваться общими правилами, установленными статьями 23 - 24 ГПК РФ:

а) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей на день подачи заявления (например, в случае предъявления иска о взыскании назначенной, но не выплаченной страховой пенсии, о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии), в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 ГПК РФ подсудны мировому судье;

б) дела по искам, не подлежащим оценке (например, дела по спорам, возникающим в связи с отказом в установлении страховой пенсии, о восстановлении срока на обращение в соответствующий орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица), в силу статьи 24 ГПК РФ подсудны районному суду;

в) в случае объединения связанных между собой требований, не подлежащих оценке, и требований имущественного характера, подлежащих оценке (например, требований о признании права на назначение пенсии по старости ранее общеустановленного законом возраста (60 лет для мужчин или 55 лет для женщин), и о взыскании пенсии, не полученной в связи с необоснованным отказом в ее назначении), дело подсудно районному суду.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им права на трудовую пенсию, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При этом необходимо иметь в виду, что в силу ст. 54 ГК РФ, местом нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Изученные в ходе обобщения гражданские дела свидетельствуют о том, что    затруднений при определении  подсудности у суда не возникало.

 

 

Анализ изученных дел показал, что дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой страховых  пенсий, правильно рассматривались по правилам искового производства,  а не в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, в соответствии с Кодексом административного судопроизводства РФ.

Изучение  взятых  на обобщение дел  позволило установить, что основная категория споров, поступающих на рассмотрение суда, связана с отказом пенсионного органа в зачете периодов работы в страховой стаж граждан, а также в стаж на отдельных видах работ для досрочного назначения страховой пенсии  по старости.

Например: (гражданское дело № 2-6492/2016г.,) Орлова М.П. обратилась с иском к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея,  в котором просила   суд обязать МВД по Республике Адыгея включить ей в стаж, дающий право на получении пенсии по выслуге лет, периоды работы в бухгалтерских должностях с 01.02.1992 г. по 30.06.1992г. в должности старшего  бухгалтера Адыгейского филиала института «Кубаньгидроводхоз», с 01.07.1992 г. по 13.04.1993г. в должности главного бухгалтера Адыгейского филиала института «Кубаньгидроводхоз».

Судом   установлено, что истец до прохождения службы в Управлении Федеральной налоговой полиции по РА работала в следующих должностях:

с 01.02.1992 г. по 30.06.1992 г. в должности старшего бухгалтера Адыгейского филиала института «Кубаньгидроводхоз»;

с 01.07.1992 г. по 13.04.1993 г. в должности главного бухгалтера Адыгейского филиала института «Кубаньгидроводхоз». Указанные должности относятся к должностям по бухгалтерским специальностям.

С 14.04.1993 г. по 08.11.2000 г. истец проходила службу в Государственной налоговой инспекции по г. Майкопу на различных должностях.

С 09.11.2000 г. по 30.06.2003 г. проходила службу в Управлении Федеральной службы налоговой полиции по РА в должности начальствующего состава.

С 01.07.2003 г. по 14.06.2016 г. проходила службу в Управлении государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по РА в должности начальствующего состава.

При прохождении военной службы в органах налоговой полиции истцу присвоено специальное звание «подполковник налоговой полиции».

Приказом и.о. начальника Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю от 31.05.2016 г. № 816-лс подполковник полиции Орлова М.П. исключена из списков сотрудников органов наркоконтроля 14.06.2016 г.

21.07.2016 г. истец уведомлена о том, что ей назначена пенсия за выслугу лет с 15.06.2016 г.

Суд, оценив обстоятельства дела, удовлетворил требования истца и включил спорные периоды в выслугу лет для назначения пенсии, при этом суд обоснованно руководствовался ФЗ "О федеральных органах налоговой полиции", Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации" от 20.05.1993 года № 4991-1, Постановлением Правительства РФ от 20.02.1995 года № 155, Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. №941.

Согласно части 5 статьи 17 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. № 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. № 4991-1. Данный документ утратил силу за исключением п. 1 в части, касающейся норм Положения, определяющих условия службы в федеральных органах налоговой полиции, определяющих условия службы в федеральных органах налоговой полиции, основания и порядок прекращений указанной службы, в связи с принятием ФЗ от 30.06.2003 г. № 86 Часть 3 статьи 50 названного Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также насчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.

Кроме того, пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 № 718 (в редакции Указа от 25.07.2000 N 1358) предусмотрено, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям.

 Апелляционным определением судебной  коллегии по гражданским дела ВС РА от 18.04.2016г., решение Майкопского городского суда от 21.12.2016 г. оставлено  без изменения, а апелляционная жалоба    ответчика   МВД по РА   - без удовлетворения.

 

В соответствии с пп.19 п.1 ст. 30 от 28.12.2013г. № 400-ФЗ « О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается  ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

При назначении пенсии указанной категории лиц в настоящее время могут применяться  (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

Постановление  Правительства от 22.09.1999г. № 1067 ( в редакции Постановлений Правительства РФ от 20.03.2000г. № 240 и от 01.02.2001г. № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков  выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

При этом Постановление от 06.09.1991г. № 463 и Список применяются за период работы с 01.11.1999г. по 01.01.2002г.

Ко всем периодам работы могут применяться Список должностей и учреждений…и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, утвержденные Постановлением правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

Помимо вышеуказанных нормативных актов к периодам работы до 01.10.1993г. может применяться Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Из буквального толкования норм пенсионного законодательства следует, что право на досрочную страховую пенсию по старости имеют лица, работа которых протекала в Учреждениях и в Должности, поименованных Списком; продолжительность специального исчисляется в соответствии с Правилами. Необходимость учитывать, что Список должностей и учреждений является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Следует иметь в виду, что стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может определяться на основании законов и иных нормативно-правовых актов, которые действовали на момент выполнения гражданами общественно полезной деятельности. Соответствующие нормативные правовые акты применяются последовательно по времени их действия.

Изучение гражданских дел показало, что основными причинами отказа пенсионного органа в досрочном назначении страховой пенсии педагогическим работникам являются: несоответствие наименованиям Учреждения и Должности, в которых истец работал в спариваемый период, наименованиям учреждений и должностей, предусмотренным соответствующими Списками; отсутствие данных, подтверждающих выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад); наличие противоречий в наименованиях должностей, указанных в трудовой книжке, с  данными, указанными в приказах и иных документах, оформляемых работодателем.

Судьи Майкопского городского суда давали правильную правовую оценку правоотношениям, при разрешении споров о досрочном назначении  пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.

  (Гражданское дело № 2-5882/2016г.)  Нихотина Н.М. обратилась в суд с иском к ответчику о  признании решения УПФР в г.Майкопе по Республике Адыгея от 11.07.2016г. № 654 незаконным, обязании  включить в льготный стаж периоды работы с 01.09.1997г. по 15.04.2016г., дающее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, а также назначить досрочную страховую  пенсию с момента обращения с заявление в адрес ответчика, т.е. с 22.12.2015 года.   

Так, рассматривая указанное гражданское дело судом было установлено, что   22.12.2015г. года истец обратилась в УПФ РФ в  г. Майкопе с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением №  654 от 11.07.2016 г.   УПФ РФ в г. Майкопе РА Нихотиной Н.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, т.к. при подсчете специального стажа не зачтены периоды работы ее  с 01.09.1997г. по 31.08.2008г., с 01.09.2011г. по 31.08.2014г. в должности педагога-психолога на одну ставку с ведением педагогической нагрузки, установленной менее, чем за одну ставку заработной платы учителя, так как по мнению Пенсионного органа  Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается  в стаж работы, дающей  право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью  в школах и других учреждениях для детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г.  № 1067 и Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах  и других  учреждениях  для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением  Совета Министров  РСФСР от 06.09.1991г. № 643, работа по профессии педагог –психолог не предусмотрена, а ведение педагогической нагрузки без совместительства профессий, установленной менее чем за 1 ставку учителя, в соответствии с правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с  педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 и правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой  пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии  с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, не дает право на зачет в стаж педагогической деятельности;

- с 01.09.2008г. по 31.10.2011г. педагогом-психологом, так как Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим  педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»  и правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» к ним, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, работа в указанной профессии засчитывается в педагогический стаж только в учреждениях социального обслуживания;

Решением Майкопского городского суда иск Нихотиной Н.М. удовлетворен. Удовлетворяя требования суд указал, что по смыслу статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение досрочной страховой пенсии законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

При этом положения данной статьи согласно ее пункту 2 реализуются посредством списков соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правил исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В силу пункта 6 Правил исчисления периодов работы, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Поскольку истица в оспариваемы период времени работала в должности учителя в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Основная общеобразовательная школа № 27» п. Северный, которое расположено в сельской местности, что не оспаривалось представителем ответчика, суд пришел к выводу, что в соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях в Российской Федерации", указанный период работы в должности учителя расположенной в сельской местности общеобразовательной школы включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Таким образом, учитывая, что на момент обращения Нихотиной Н.М. 22.12.2015 г. в ГУ Управление пенсионного фонда в г.Майкопе Республике Адыгея у нее имелся необходимый 25-летний стаж работы по специальности, включая спорный период , суд пришел к выводу, что у истца имелось и право на назначение ей досрочной страховой пенсии со дня ее обращения, то есть с 22.12.2015 г..

 

  Также в указанный период времени судом рассматривались споры, связанные с досрочным назначением пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельности по охране здоровья населения.

Подпунктом 20 п.1 с. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях в Российской Федерации» определено, что пенсия медицинским работникам назначается независимо от возраста лицам, осуществляющим  лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках  городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

По желанию и в интересах лица, обратившегося за назначением досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы до 01.01.2002г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

К ним относится:

- Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, которым утвержден Список профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых  дает право на пенсию за выслугу лет ( к периодом до 01.11.1999г.);

-Постановление Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, утвердившее Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой ( к периодам с 01.11.1999г. по 31.12.2001г.);

-Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым были утверждены: Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в  которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как год и шесть месяцев (за любые периоды работы). По этому акту может быть исчислен весь период работы застрахованного лица.

Кроме этого, к периодам работы до 01.10.1993г. может применяться Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 2О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» вместе с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

При разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы, следует иметь в виду, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений и Организаций), предусмотренных п.п. 19-21 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается  в порядке, определяемом Правительством РФ.

(Гражданское дело № 2-5540/2016г.) Королев Е.А. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил  признать действия УПФР в г.Майкопе Республики Адыгея, выразившиеся в отказе в назначении Королеву Е.А. досрочной страховой пенсии по старости, незаконными и  обязать УПФР в г.Майкопе Республики Адыгея назначить  КоролевуЕ.А., 06.09.1974 года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости на основании пп.20 п.1 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 17.05.2016 года.

Как было установлено судом,   Королев Е.А. трудовую деятельность в сфере здравоохранения начал 14.08.1990 года был принят на должность санитара (трудовая книжка от 14.08.1990 года, АТ-У1 № 1471208).

17.05.2016 года истец обратился в УПФР в г. Майкопе Республики Адыгея с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.

Решением УПФР в г. Майкопе Республики Адыгея от 24.05.2016 года № 659 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу было отказано по следующим причинам: отсутствие требуемого специального стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья. Согласно указанному решению стаж истца на дату обращения составил 28 лет 8 месяцев 15 дней.

Ответчиком при подсчете специального трудового стажа, необходимого для
назначения досрочной страховой пенсии по старости, не были учтены периоды
нахождения истца на курсах повышения квалификации в общей сложности 1 год 1 месяц 13 дней.

При этом в период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранилась средняя заработная плата и рабочее место, при этом производилось начисление страховых взносов в ПФР (справка от 22 сентября 2016 года и сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица).

Разрешая спор по существу, суд, с учетом положений п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516, ст. 187 ТК РФ, пришел к обоснованному выводу о том,  что  в  специальный стаж истца подлежат включению  периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам ВС РА указанное решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 22 сентября 2016 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в г.Майкопе Республики Адыгея - без удовлетворения.

 

 

Также в практике Майкопского городского суда имели место споры о назначении досрочной страховой  пенсии по старости лицам, проработавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 установлено, что в целях реализации ст. ст. 30-31 ФЗ №400 «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения и назначении пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Закона применяются, списки работ,  производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального Закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право   на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Списки №1 и №2 применяются к работникам организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Для определения права на досрочное обеспечение в каждом случае необходимо установить соответствие наименования профессии конкретного работника той профессии, которая предусмотрена Списками № 1 и №2, дающей право на льготное пенсионное обеспечение и пенсию за выслугу лет.

Списки составлены по производственным отраслям. Условием,  необходимым для правильного определения права работника на досрочно назначаемую пенсию по старости, является подтверждение занятости именно в том производстве, которое предусмотрено Списками. Работники, предусмотренные в разделах «Общие профессии» Списков № 1 и №2 пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, в каких производствах они заняты.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о праве гражданина на пенсию на льготных условиях в первую очередь необходимо определить вид производства, в котором он занят, и тем самым решить вопрос, каким разделом или подразделом Списков № 1 и № 2 необходимо руководствоваться.

В тех случаях, когда в Списках №1 и №2 производств цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, указаны производства и цехи без перечисления профессий и должностей, право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, указаны производства и цехи без перечисления профессий и должностей, право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах имеют все работники этих производств и цехов, независимо от занимаемой должности или наименования профессии.

В случаях, когда в Списках предусмотрены не только наименования профессий или должности, но и показатели условий труда, характеризующиеся наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при установлении права работника на пенсию в связи с особыми условиями труда следует руководствоваться Государственными стандартами системы стандартов безопасности труда. При необходимости заключения по условиям труда дают органы Государственной экспертизы условий труда.

Изучение гражданских дел показало, что основанием для отказа в назначении досрочной пенсии лицам, занятым на работах с вредными и тяжелыми условиями труда являются: отсутствие доказательств, подтверждающих особый характер работ и (или) полную занятость работника на работах с особыми условиями; несоответствие наименование должности, занимаемой истцом наименованию, предусмотренному Списком № 1 и № 2; отсутствие индивидуальных сведений персонифицированного  учета; неправильное оформление трудовых книжек работодателем.

Также, необходимо учитывать, что при рассмотрении гражданских дел в отношении указанной категории лиц необходимо исследовать пенсионные дела, справки работодателя о занятости лиц на соответствующих производствах, приказы (выписи из приказов) работодателя, архивные справки, акты проверок характера и условий труда, документы по результатам аттестации рабочих мест, лицевые счета, личные карточки, справки о переименовании предприятий, заключения  экспертизы по условиям труда.

При решении вопроса о включении периода работы истца в специальный страховой стаж для досрочного назначения пенсии все доказательства оцениваются в совокупности. Само по себе неуказание работодателем льгот не может быть поводом к отказу в признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.

Также, при разрешении данных споров необходимо учитывать положения п. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ о том, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

(например, гражданское дело № 2-1036/2016г.) Савочкин С.П.  обратился в суд с иском к ответчику, в котором  просил  суд обязать УПФ РФ в г. Майкопе РА включить в стаж на соответствующих видах работ, периоды работ в качестве сварщика в ДСУ №3 г.Майкопа с 01.07.1986г. по 14.09.1987г. (1 год 2 месяца 14 дней), в качестве электросварщика на ООО «SK» с 01.10.1997г. по 01.03.2001г. (3года 8 месяцев 0 дней), в качестве отделочника  Мебельная фабрика «Дружба» с 06.10.1987г. по 08.12.1987г.(2 месяца 2 дня); обязать УПФ РФ в г. Майкопе РА назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда по пп.2 п.1 ст.27 ФЗ «№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Исковые требования    Савочкина С.П. удовлетворены частично  и на  Управление Пенсионного фонда РФ в г.Майкопе Республики Адыгея   возложена обязанность  включить истцу  в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период его работы в должности отделочника в ПМДО «Дружба» с 06.10.1987 г. по 08.12.1987 г..

Как было установлено судом 19.10.2015 года истец обратилась в УПФ РФ в  г. Майкопе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, как мужчина достигший  возраста 55 лет и проработавший на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев , в соответствии с пп.2 ч.1 ст.30  Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Решением №  792 от 28.11.2015 г.   УПФ РФ в г. Майкопе РА Савочкину С.П. отказано в назначении досрочной страховой пенсии, т.к. при подсчете специального стажа не зачтены периоды работы :

- сварщиком с 01.07.1986 г. по 14.09.1987 г., с 01.10.1997 г. по 01.03.2001 г., т.к. данная профессия не поименована в Списках производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. №1173 и Списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение , утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10

- отделочником с 06.10.1987 г. по 08.02.1987 г., т.к. не подтверждена занятость в течение полного рабочего дня на работах с применением лакокрасочных материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, в связи с чем его стаж на работах с тяжелыми условиями труда составил 9 лет 5 месяцев 11 дней, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам:

мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении # возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

       Пунктом 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленных полномочий, Правительство Российской Федерации приняло постановление № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление).

                   Согласно пп. «б» п. 1. Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения лиц, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

         Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

            Список №2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.

            Пунктом 3 Постановления определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

             Правительством Российской Федерации приняты постановления от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

            В соответствии с Постановлением № 537 от 18.07.2002 при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10.

              По Списку № 2, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 № 1173, правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются «электросварщики и их подручные», «газосварщики и их подручные» (раздел ХXХII «Общие профессии»); в соответствии со Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, - «электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности» - позиция 23200000-19756; «электросварщики ручной сварки» - позиция 23200000-19906 (раздел ХXХ111 «Общие профессии»).

                   В. силу п.4 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

                   Согласно Разъяснению Минтруда России от 22.05.1996 № 5 под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками соответствующих видов работ, не менее 80 % рабочего времени.

В соответствии с пунктом 6 статьи 21 Закона N 400-ФЗ перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" при подсчете страхового стажа подтверждаются периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6 Перечня, утверждённого Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению" предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г.

Учитывая, что позицией 23200000-19756 Списка N 2 от 26.01.1991г. №10, работа в качестве сварщика может быть включена в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости при документальном подтверждении занятости в течении полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, то обязанность по доказыванию данного обстоятельства возлагается на истца.

Между тем, указанное наименование профессии – «Сварщик» не поименовано в Списке N 2, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173,  и Списке N 2, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, а истцом не представлены справки, уточняющие особый характер работ, в частности, документально не подтверждены виды сварочных работ, которые он выполнял, т.к. право на пенсию на льготных основаниях предоставлено только электросварщикам ручной сварки, электросварщикам на автоматических и полуавтоматических машинах в среде углекислого газа (в среде аргона или иного инертного газа не предоставляется. Кроме того, истцом не представлено доказательств, подтверждающих его постоянною занятость на указанных работах в течение полного рабочего дня.

Из справки руководителя ООО «SK» от 17.11.2015 г. №6 следует, что полную занятость Савочкина С.П.  электросварщиком ручной сварки с тяжелыми условиями труда не представляется возможным. Аналогичный ответ содержится и в справке ОАО «Дорожно-строительное управление№3» от 25.03.2015 г..

            Таким образом, суд, разрешая настоящий спор, на основании совокупности всех представленных сторонами доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, приходит к выводу необходимости отказать в удовлетворении исковых требований Савочкина С.П. о возложении обязанность по включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии  по старости периодов его работы  сварщиком с 01.07.1986 г. по 14.09.1987 г. и с 01.10.1997 г. по 01.03.2001 г..

В тоже время его требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода его работы в должности отделочника в ПМДО «Дружба» с 06.10.1987 г. по 08.12.1987 г. были удовлетворены.

В соответствии со Списком № 2, утвержденным постановлением Кабинетом Министров СССР от 26.01.1991г. № 10, правом на досрочное  назначение страховой пенсии пользуются отделочники изделий из древесины, работающие с применением лакокрасочных  материалов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

            Из приказа Майкопского Производственного мебельно-деревообрабатывающего объединения «Дружба» №557-к от 08.10.1987 г., усматривается, что Савочкин С.П. принят на работу отделочником по третьему разряду с вредными условиями труда.

Кроме того, наличие фактора вредности условий труда подтверждается справкой руководителя ТУ Роспотребнадзора по РА № 1457 от  16.08.06 г., в которой указано, что работа отделочника изделий из древесины на Майкопском ПМДО «Дружба» была связана с покрытием изделий лакокрасочными материалами, в частности лаком НЦ-218, относящемуся к веществам 3 и 4 класса опасности, что установлено решением Майкопского городского суда по делу №2-615/2007.

При таких обстоятельствах, суд посчитал, что периоды работы истца в Майкопской ПМДО «Дружба» в должности отделочника изделий из древесины с 06.10.1987 по  08.12.1987 года подлежат включению в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное назначение  пенсии.

Между тем, поскольку специальный предоставляющий право на досрочное назначение  страховой пенсии, с учетом периода работы в ПМДО «Дружба» составляет не менее 12 лет 6 мес., суд   отказал в удовлетворении требования Савочкина С.П. о возложении обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости.

Указанное решение суда от 11.03.2016г., апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Верховного суда РА от 03.06.2016 г., оставлено без изменения, а жалоба Савочкина С.П. – без удовлетворения.

 

В целях исключения ошибок при рассмотрении гражданских дел необходимо проводить надлежащую подготовку дел к судебному разбирательству, правильно определять обстоятельства, имеющие значение для дела, и распределять бремя доказывания, правильно применять нормы материального и процессуального права, регулярно изучать судебную практику Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ по вопросам пенсионного обеспечения.

Обратить внимание на то, что согласно Федеральному Закону от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется с 1 января 2015 года, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей указанному Федеральному закону.

Большое значение для разрешения дел указанной категории имеют  разъяснения, данные Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

 

 

 

Судья

Майкопского городского суда                                                    Ю.А. Богус                                  

опубликовано 20.06.2017 14:14 (МСК)