График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
СПРАВКА
По результатам обобщения судебной практики по рассмотрению административных дел в порядке КАС РФ за 2015 г и 9 месяцев 2016 г.
В соответствии с планом работы на 2016 год, было проведено обобщение практики рассмотрения судьями Майкопского городского суда административных дел рассмотренных в 2015 году и за 9 месяцев 2016 года.
Всего на обобщение 50 административных дел рассмотренных в Майкопском городском суде за 2015 год и 956 административных дел, рассмотренных за 9 месяцев 2016 года.
С вынесением решения в 2015 году было рассмотрено 40 административных дел, а за 9 месяцев 2016 года было рассмотрено 899 административных дел. Из них с удовлетворением административных исковых требований в 2015 годы было рассмотрено 27 административных дел, аза 9 месяцев 2016 года таких было рассмотрено 833 дел. Решений об отказе в удовлетворении административных исковых требований было принято в 2015 году по 13 делам, а за 9 месяцев 2016 года по 66 делам.
Из указанного количества административных дел производства по различным основаниям были прекращены в 2015 году по 6 делам, а за 9 месяцев 2016 года по 41 делу.
По 4 административным делам в 2015 году были вынесены определения об оставлении административного искового заявления без рассмотрения, а за 9 месяцев 2016 года по 11 административным делам были приняты определения об оставлении административного иска без рассмотрения.
Пять административных дел были переданы по подсудности в другие суды.
Из указанного количества административных дел по административным исковым требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в 2015 году было рассмотрено 5 административных дел, а за 9 месяцев 2016 года таких дел было рассмотрено 808.
По административным делам данной категории рассмотренных за 9 месяцев 2016 года, с вынесением решения было рассмотрено 803 административных дела, из которых по 769 административным делам были приняты решения об удовлетворении административных исковых требований, по 34 делам было принято решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований .
По 31 делам данной категории были вынесены определения о прекращении производства по делам по различным основаниям.
По 8 административным делам были вынесены определения об оставлении административных исковых требований без рассмотрения.
5 административных дел были переданы в другие суды.
Из общего количества дел данной категории в порядке упрощенного производства были рассмотрены 686 административных дела.
Административных дел, связанных с защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений в 2015 году было рассмотрено 45 административных дел.
Из указанного количества дел с вынесением решения было рассмотрено 35 административных дел, из которых по 23 административным делам были приняты решения об удовлетворении административных исковых требований, а по 12 административным делам были приняты решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
По 6 административным делам были вынесены определения о прекращении производства по административному делу по различным основаниям, по 4 административным делам были вынесены определения об оставлении административных исковых требований без рассмотрения. В порядке упрощенного производства было рассмотрено 1 дело. Из указанного количества рассмотренных дел данной категории за 9 месяцев 2016 года было рассмотрено:
- 14 административных дел связанных с оспариванием решений, действий \бездействия\ органов государственной власти, органов военного управления.
- 13 дел об оспаривании решений, действий \бездействия\ органов местного самоуправления.
- 7 административных дел связанных с оспариванием решений, действий \бездействия\ иных органов, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями.
- 36 административных дел связанных с признанием незаконными решений, действий \бездействия\ судебных приставов-исполнителей.
За 9 месяцев 2016 года в порядке главы 29 КАС РФ было рассмотрено 13 административных дел связанных с установлением, продлением административного надзора в отношении осужденных лиц. Из общего количества рассмотренных административных дел, по всем были вынесены решения, по 11 делам административные исковые требования были удовлетворены, по 1 делу было принято решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Данных о количестве обжалованных решений и результатах рассмотрения данных апелляционных жалоб не представлено.
В порядке главы 27 КАС РФ за 9 месяцев 2016 года было также рассмотрено 4 административных дела связанных с ликвидацией общественных организаций. По всем 4 делам были вынесены решения и административные исковые требования по ним были удовлетворены.
В порядке главы 30 КАС РФ за 9 месяцев 2016 года Май копским городским судом было рассмотрено 18 административных дел, оконченных с вынесением решений. По 16 административным делам данной категории административные исковые требования были удовлетворены. По 2 делам в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
В 2016 года также было рассмотрено 1 административное дело в порядке главы 28 К АС РФ связанное с департацией и в удовлетворении административных исковых требований было отказано.
При рассмотрении административных дел в порядке КАС РФ, судьям следует руководствоваться положениями КАС РФ, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года.
К административным делам рассматриваемым по правилам КАС РФ относятся дела возникающие из правоотношений не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению закона и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу ч.4 ст.1 КАС РФ и ч.1 ст.22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают в частности из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными \незаконными\ если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ.
Например не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, дела связанные с предоставлением жилья по договору социального найма, договору найма жилищного фонда социального использования, договору найма специализированного жилищного фонда.
Так производство по административному делу по административному иску Кобзаревой Ж.В. к ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» о признании действий Начальника ФГКУ об обязывании освободить служебное жилое помещение, незаконными, было прекращено т.к. данное дело является служебным спором связанным с предоставлением жилья по договору найма специализированного жилого помещения, который рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.
Не подлежат рассмотрению в порядке предусмотренном КАС РФ экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов.
Решением Майкопского городского суда от 10 декабря 2015 года, административный иск Зайцева С.А. к Апшеронскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании отказа в государственной регистрации прав постоянного бессрочного пользования на земельный участок незаконным и возложении обязанности был удовлетворен. Признан незаконным отказ Апшеронского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю и государственной регистрации за Зайцевым С.А. права постоянного бессрочного пользования на земельный участок площадью 1500 кв.м с кадастровым номером 23:02:1103002:583, расположенного по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, станица Темнолесская ул.23 квартал 25а от 29.05.2015 года. Ответчик обязан судом осуществить государственную регистрацию права постоянного бессрочного пользования на данный земельный участок за Зайцевым С.А. в установленный законом срок.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Адыгея, данное решение было отменено и производство по административному делу было прекращено. При этом указано, что в данном случае имеет место спор о праве собственности на земельный участок, который не может быть разрешен в порядке административного судопроизводства, поскольку подлежит разрешению в порядке гражданского искового производства.
Согласно ч.2 и ч.З ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны в том числе и содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, перечень прилагаемых к административному заявлению документов. В соответствии с ч.4 ст. 125 КАС РФ административный истец приводит доказательства, которые ему известны и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В соответствии с п.З ч.1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагаются документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец не освобожден от доказывания каких-либо этих доказательств.
Определением Майкопского городского суда от 18 марта 2016 года, административное исковой заявление Широбоковой Е.В. было оставлено без движения т.к. в заявлении не содержалось доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, а также перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Также к заявлению не были приложены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования. В связи с не устранением вышеперечисленных недостатков в предоставленный судом срок, данное административное исковое заявление было возвращено административному истцу.
Частью 2 ст.87;ст.130 и другими нормами КАС РФ предусмотрено оставление административного искового заявления без движения
Заявление оставляется без движения на разумный срок. При определении продолжительности данного срока судьей должно учитываться время, необходимое для устранения недостатков поданного заявления а также время на доставку почтовой корреспонденции.
В свою очередь, лицо подавшее заявление должно предпринять все зависящие от него меры для устранения указанных судьей недостатков заявления и поступления в суд соответствующих документов \например в электронном виде\ либо информации об их направлении \например телеграммы, телефонограммы и.т.д. до окончания установленного судьей срока.
Если документы, свидетельствующие об устранении недостатков поданного заявления поступят в суд в установленный в определении об оставлении заявления без движения срок заявление считается поданным в день первоначального обращения в суд. При этом, время истекшее до поступления указанных документов в суд, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела.
При подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии с ч.4 ст. 135 КАС РФ административный истец или его представитель вправе заявить ходатайство о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела. Такое ходатайство рассматривается судом без извещения лиц, участвующих в деле, не позднее следующего рабочего дня после дня его поступления в суд. О разрешении ходатайства выносится определение, которое обжалованию отдельно от решения суда, не подлежит.
При рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий \бездействия\ органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, суд должен строго руководствоваться положениями главы №22 КАС РФ.
Определенные вопросы вызывает рассмотрение административных дел по требованиями на незаконность действий \бездействия\ решений, судебных приставов-исполнителей.
Так, решением Майкопского городского суда от 29.10.2015 года, административные исковые требования СПАО «Ингосстрах» к судебному приставу-исполнителю Майкопского отдела УФССП России по Республике Адыгея о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя от 14.10.2015 года, об отказе в отложении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, которое было вынесено по заявлению должника подавшего кассационную жалобу на вступившее в законную силу судебное постановление, были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РА от 22.01.2016 года, решение было отменено и в удовлетворении административного искового заявления СПАО «Ингосстрах» на действия судебного пристава-исполнителя МОУФССП РФ по РА Агировой Э.Т. было отказано. При этом было указано на то. что судом первой инстанции в нарушение положений ч.2 ст.221 КАС РФ к участию в административном дела не было привлечено в качестве соответчика Майкопский отдел УФССП РФ по Республике Адыгея, в результате чего судом первой инстанции было принято решение о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле. Также было указано на неправильное применение норм материального права а именно что должник в исполнительном производстве не наделен правом требования отложения исполнительных действий и мер принудительного исполнения. В судебной заседании административный истец признал, что на момент вынесения судом первой инстанции решения исполнительное производство было окончено взысканием.
Согласно ч.1 ст.65 КАС РФ обстоятельства, которые признаны сторонами в результате достигнутого им в судебном заседании или вне судебного заседания соглашения, а также обстоятельства, которые признаны стороной и на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, принимаются судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания. Следовательно, отсутствовали и правовые основания для приостановления оконченного исполнительного производства.
Решением Майкопского городского суда от 7 декабря 2015 года постановлено: В удовлетворении административного иска Ворониной М.С. к судебному приставу-исполнителю УФССП РФ по Республике Адыгея Мешлок А.Н. об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РА от 9 февраля 2016 года, данное решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд. При этом указано, что судебным приставом-исполнителем было арестовано имущество должника Ворониной М.С. а именно домовладения и земельного участка, для последующего обращения на них взыскания. Впоследствии судебным приставом-исполнителем был назначен оценщик, который определил рыночную стоимость домовладения и земельного участка в размере 717790 рублей и с этой оценкой не согласилась Воронина М.С. Также указано на нарушение судом первой инстанции положений пункта 50 Постановления Пленума Верховного суда РФ №50 от 17.11.2015 года «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов возникающих в ходе исполнительного производства» который не привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица оценщика, составившего отчет. Следовательно, имело место неполнота установленных обстоятельств по делу и неполнота сбора доказательств по делу
Глава 29 КАС РФ предусматривает производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Согласно ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы: органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначения в качестве дополнительного вида наказания или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Однако, при рассмотрении дела данной категории необходимо обратить особое внимание на правильное определение обстоятельств и установление необходимых доказательств для принятия правильного решения по делу.
Так, решением Майкопского городского суда от 27 июля 2016 года, в удовлетворении административного искового заявления Отдела МВД РФ по г.Майкоп к Бердникову Александру Николаевичу о продлении срока административного надзора, отказано. При этом суд исходил из того, что установленный срок административного надзора Бердникову А.Н. к моменту подачи в суд административного искового заявления уже истек и это обстоятельство в соответствии с п.1 ч.1 ст.9 ФЗ №64 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» влечет его прекращение. Следовательно законных оснований для продления срока административного надзора, который уже истек, не имеется.
При рассмотрении административных дел судьям следует обратить внимание на следующие положения:
Председатель суда рассматривающий административное дело вправе разрешить вопрос о продлении срока рассмотрения соответствующего дела \ч.2ст.141КАСРФ\.
Не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:
- о защите избирательных права и права на участие в референдуме граждан РФ \глава 24 КАС РФ\
- о помещении иностранного гражданина, подлежащего департации или реадмииссии в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина подлежащего департации или реадмиссии, в специальном учреждении \глава 28 КАС РФ\
- об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы \глава 29 КАС РФ\
о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядкеЛглава 30 КАС РФ\.
- о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни \глава 31 КАС РФ\.
Запрета на продление срока рассмотрения административных дел остальных категорий, в КАС РФ не предусмотрено и потому их продление возможно при наличии на это необходимых оснований.
Согласно ч.П ст. 11 КАС РФ решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом. Такому опубликованию подлежат в частности решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов \пункт 2 ч.4 ст.215 КАС РФ\.
Вопрос о том, подлежит опубликованию \решение или сообщение о его принятии\ разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела. При этом следует иметь ввиду, что в случае, если судебное разбирательство по делу об оспаривании нормативного правового акта осуществлялось в закрытом судебном заседании, опубликованию подлежит сообщение о принятии решения.
Ознакомление лиц, участвующих в деле с записями, сделанными в ходе ауди и\или\ видеопротоколирования закрытого судебного заседания, их воспроизведение осуществляются в условиях, обеспечивающих невозможность их копирования и передачи другим лицам. Копии соответствующих записей лицам, участвующим в деле, не выдаются.
Анализ административных дел, проверенных в результате обобщения, показывает то, что судьями Майкопского городского суда в основном правильно и в соответствии с требованиями КАС РФ рассматриваются и разрешаются дела данной категории.
Административные дела оформлены и хранятся в соответствии с положениями инструкции по делопроизводству в суде.
В анализируемый период времени судьями Майкопского городского суда таких нарушений требований законодательства, не допускалось.
При рассмотрении административных дел суды в основном правильно применяют нормы материального права, но имеют место и отдельные ошибки, которые влекут отмену или изменение решений суда, часть из которых отражена в данном анализе.
Результаты анализа свидетельствуют о необходимости повышения судами уровня досудебной подготовки дел и их рассмотрения в максимально короткие сроки, строго соблюдения норм КАС РФ и процессуального права.
Судья Майкопского городского суда Р.М.Нехай