График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
ОБОБЩЕНИЕ
судебной практики Майкопского городского суда за 2015 года
по спорам, связанным с защитой прав инвалидов.
В соответствии с планом работы по составлению обобщения судебной практики Майкопского городского суда изучена практика рассмотрения судом гражданских дел по спорам, связанным с защитой прав инвалидов за 2015 год.
Формирование в России демократического, правового, социального государства обусловлено повышение интереса к правовому регулированию социальных отношений, особенно связанных с социальной защитой, поддержкой государством людей, подвергшихся воздействию социальных рисков. Защита прав и интересов граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства.
Право инвалида на социальное обеспечение – одно из основных социально-экономических прав человека, выражающееся в конституционной обязанности государства предоставить человеку в случае наступления социального риска такие средства к существованию, которые обеспечивали бы ему достойный уровень жизни.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема защиты прав инвалидов приобрело особенно важное значение в последнее время. Постоянные изменения законодательства в области социального обеспечения, порождают сложности в его применении.
При разрешении споров, связанных с защитой прав инвалидов, суды руководствуются нормами Федерального закона от 24.11.1995года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»; Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года № 2347-р, которым утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду; Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006года №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», Постановления Правительства Самарской области от 21.01.2010 года N 11 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно"; Постановления Правительства Самарской области от 15.03.2006 года N 24 "Об утверждении перечня вспомогательных технических средств реабилитации, в том числе изготовленных по индивидуальному заказу, выдаваемых инвалидам бесплатно за счет средств областного бюджета".
За вышеуказанный период Майкопским рассмотрено 18 дел, связанных с защитой прав инвалидов:
Анализ дел показал, что судом рассматривались дела по спорам:
- о проведении медико-социальной экспертизы (отказа МСЭК в установлении инвалидности, её группы, срока переосвидетельствования) -2 дела;
- об оплате проезда или о предоставлении компенсации расходов к месту нахождения организации, в которую выдано направление на лечение инвалида – 1 дело;
-о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма ребенку инвалиду -10 дел;
- о признании спорных положений Индивидуальной программы реабилитации инвалида – 1 дело;
- о возложении обязанности выполнения требований индивидуальной программы реабилитации – 1 дело;
- о признании отсутствующего лица утратившим право пользования жилым помещением – 1 дело;
- о признании права на улучшение жилищных условий (инвалид ВоВ) – 1 дело;
- о предоставлении земельного участка – 1 дело;
В основном исковые требования по спорам, связанным с социальной защитой прав инвалидов, были заявлены прокурором в интересах инвалидов в порядке ст. 45 ГПК РФ.
Из числа рассмотренных дел данной категории в апелляционном порядке было обжаловано 10 решений, из которых: 1 дело отменено с вынесением нового решения, 9 дел оставлены без изменения.
1. Дела по спорам, касающиеся проведения медико-социальной экспертизы
Майкопским городским судом за 2015 год было рассмотрено 2 дела указанной категории.
Так, гражданское дело № 2-430/2015г. по иску Кошевой З.И. к ФКУ МСЭ по РА Минтруда России о признании решения незаконным и обязании установить категорию ребенок- инвалид было прекращено судом в связи с отказом истца от исковых требований (ответчиком добровольно удовлетворены требования истца).
По делу № 2-2139/2015г.. в удовлетворении иска Паковой З.Т. в интересах Паковой М.М. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея (Адыгея)» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации при третьем лице, Министерстве здравоохранения Республики Адыгея, о признании заключений об отказе в установлении инвалидности незаконными, устранении допущенных нарушений, установлении категории, взыскании материального вреда и компенсации морального вреда, отказано. Как установлено судом, при первичном освидетельствовании в бюро медико-социальной экспертизы от 23.07.2012 г. Пакова М.М. не была признана инвалидом. При повторных обращениях в 2013, 2014 годах в бюро медико-социальной экспертизы признавалась инвалидом в категории «ребёнок-инвалид» сроком на 1 год с ежегодным переосвидетельствованием.
02.03.2015 в бюро медико-социальной экспертизы поступили заявление от Паковой М.М. и «Направление на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь», оформленное ГБУЗ «Кошехабльская центральная районная больница» от 27.02.2015 г. Решением бюро от 11.03.2015 Пакова М.М. инвалидом не признана. В соответствии со Справкой о результатах освидетельствования от 19.03.2015 г. Пакова М.М. освидетельствована в экспертном составе № 1 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)» Минтруда России и вынесено решение, которым категория «ребенок – инвалид» не установлена.
Решение было мотивировано тем, что выявлены стойкие незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функции, стойкие незначительные нарушения кожи и связанных с ней систем, что не приводит к ограничениям жизнедеятельности ни в одной из установленных законом категорий, что не обуславливает социальную недостаточность, не требует мер социальной защиты и помощи, включая реабилитацию, и не дает основания для установления категории «ребенок-инвалид». Проведенные длительные комплексные реабилитационные мероприятия эффективны, уменьшена степень выраженности нарушенных функций организма до незначительной, устранены ОЖД в основных категориях. Нуждается в дальнейшем динамическом диспансерном наблюдении специалистов ЛПУ, курс восстановительного лечения в рамках ОМС.
Между тем, обоснованность решения ответчика об отказе в установлении истцу категории «ребёнок-инвалид» подтверждена заключениями назначенной по ходатайству истца судебной медико-социальной экспертизы, порученной не находящимся в зависимости от ответчика специалистам ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ.
Так, согласно заключению ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ от 26.06.2015 г., в результате проведенной заочной судебной медико-социальной экспертизы, экспертный состав пришел к выводам, что у Паковой М.М. имелись стойкие нарушения нейро-мышечных, скелетных и связанных с движением функций (статодинамических) функций, стойкие нарушения функции кожи и связанных с ней систем, но незначительной степени выраженности. На момент освидетельствования в 2015 году ограничения жизнедеятельности Паковой М.М. изменились, они устранены, оснований для определения категории «ребенок-инвалид» Паковой М.М. на 2015 год не имелось.
Согласно заключению ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю» Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.09.2015 г., в результате проведенной дополнительной очной судебной медико-социальной экспертизы, экспертный состав пришел к аналогичным выводам.
Таким образом, материалами дела подтверждено и судом установлено, что на момент освидетельствований истицы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)» Минтруда России в 2015 году ограничения жизнедеятельности Паковой М.М. изменились, они устранены, оснований для определения категории «ребенок-инвалид» Паковой М.М. на 2015 год не имелось.
2. Дела по спорам, связанные с выделением денежных средств на проезд к месту лечения инвалида.
За указанный период судом было рассмотрено 1 дело указанной категории. В суд в защиту инвалидов обратился прокурор, исковые требования удовлетворены в полном объеме. При вынесении решения, судом были применены нормы действующего законодательства.
Так, в силу ч.1 ст. 15 Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ч.1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Такое же положение закреплено в ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Как было установлено судом Шегушева Д.А. (дело № 2-98/2015г.) является ребенком – инвалидом и в силу п. ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. На основании медицинских показаний, диагноза и заключения медицинской комиссии Шегушева Д.А. 28.02.2014 года и 16.06.2014 года направлена в г. Санкт-Петербург в Государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова НИИДГиТ им. Р.М.Горбачевой на госпитализацию в счет квот на высокотехнологичную медицинскую помощь.
В соответствии с п. З ч.1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии со ст. 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 5. приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.10.2005 N 617 "О Порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца.
Талон N 2 представляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
В соответствии с п.п. 2-6 Порядка право на предоставление бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно имеют граждане, включенные в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи из числа категорий, указанных в ст. ст. 6.1, 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", в том числе дети-инвалиды.
Бесплатный проезд на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно предоставляется в случае, если гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, не отказался от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Граждане имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно на железнодорожном транспорте (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); автомобильном транспорте общего пользования; водном транспорте на местах третьей категории; авиационном транспорте (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Предоставление гражданам бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется путем выдачи специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направления на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
Постановлением Кабинета Министров РА от 25.12.2013 N 319 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Республике Адыгея на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов», в соответствии с которой, в рамках Программы бесплатно предоставляются специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
Контроль за исполнением вышеуказанного Постановления возложен, в том числе, на Министерство здравоохранения Республики Адыгея.
Судом было установлено, что в соответствии с приказом Министра здравоохранения Республики Адыгея № 794 от 03.09.2013 года Главному врачу ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская детская клиническая больница» приказано назначить ответственное лицо и возложить на него обязанности по оформлению медицинских документов детей, нуждающихся в оказании специализированной, в том числе медицинской помощи и санаторно-курортном лечении.
Приказом Главного врача ГБУЗ РА «АРДКБ» № 395 от 12.09.2013 года, заместитель главного врача Яхутлева З.К. назначена ответственной и на нее возложена обязанность по оформлению медицинских документов детей.
Данные обстоятельства нашли свое подтверждение в судебном заседании и сторонами не оспаривается.
Как указал суд выше Министерством здравоохранения Республики Адыгея, Шегушева Д.А. была направлена в г. Санкт-Петербург Государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова НИИДГиТ им. Р.М. Горбачевой.
В нарушение вышеуказанных требований закона и приказов Минздравсоцразвития Российской Федерации, ответчиком ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская детская клиническая больница», при оформлении медицинских документов, Шегушевой Д.А. не был заполнен и не выдан Талон №2, обеспечивающий право на бесплатный проезд к месту лечения.
Данный факт также подтвердила представитель ответчика ГБУЗ РА «Адыгейская республиканская детская клиническая больница» заместитель главного врача Яхутлева З.К., которая пояснила, что отец ребенка-инвалида Шегушев А.Г. от получения Талона №2, обеспечивающего право на бесплатный проезд к месту лечения, отказался, объяснив это тем, что его дочь находится в тяжелом состоянии и ее необходимо экстренно транспортировать с использованием авиации.
Однако, из письменных пояснений Шегушева А.Г. усматривается, что ему не было известно о возможности получения вышеуказанного Талона № 2, в связи с чем, проезд к месту лечения им был оплачен самостоятельно. Шегушева Д.А. в момент обращения к заместителю главного врача ГБУЗ РА «АРДКБ» Яхутлевой З.К. в тяжелом состоянии, требующем ее транспортировку с использованием авиационного транспорта, не находилась. Шегушев А.Х. также пояснил, что его семья является малоимущей, в связи с чем, от использования Талона №2, обеспечивающего его дочери право на бесплатный проезд к месту лечения, он бы не отказался. Мало того, подобный талон ему даже не предлагался.
Вместе с тем, согласно действующего законодательства, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в обязательном порядке оформляется и выдается гражданину направление на лечение в медицинское учреждение в соответствии с образцом и заполняется Талон N 2 указанного образца.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Однако, в противоречие указанной выше норме, представители ответчика не представили в судебное заседание и в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие об отказе Шегушева А.Х. от получения Талона №2.
Согласно материалам дела, размер денежных средств, затраченных на проезд от места лечения к месту проживания составил 9764 рубля.
Таким образом, оценив представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд пришел к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В апелляционном порядке решение суда не обжаловалось.
3. Дела по спорам, связанным с предоставлением вне очереди жилого помещения по договору социального найма ребенку инвалиду
За указанный период Майкопским городским судом было рассмотрено 10 дел указанной категории, из них 8 исков удовлетворено, 2 – удовлетворено частично, 2 – оставлено без рассмотрения на основании абз.8 ст.222 ГПК РФ, (истец, не просивший о разбирательстве дела в его отсутствие, не явился в суд по вторичному вызову).
Из них: 8 дел было обжаловано в апелляционном порядке – все дела оставлены без изменения.
Так, по гражданскому делу № 2-4568/2015г. исковые требования Ляшевой М.К., действующей в интересах инвалида Тхайшаова Т.Ю. к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, удовлетворены.
Постановлено обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Тхайшаову Т.Ю. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв. метров.
Удовлетворяя исковые требования истца суд руководствовался тем, что Тхайшаов Т.Ю., является инвалидом 1-ой группы с детства, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РА «Адыгейский республиканский клинический психоневрологический диспансер с 1996г. по поводу заболевания (согласно Указа Президента РФ от 06.03.1997г. №188 диагноз не указывается). С 29.04.1998г. данное заболевание, которым страдает Тхайшаов Т.Ю, предоставляет ему право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилого помещения, как гражданин, страдающий тяжелыми формами хронических заболеваний. Основанием возникновения таких прав является Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 года №817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь», а также Постановление Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».
Судом также было установлено, что с 01.04.2013 года Тхайшаов Т.Ю. состоит на учете в администрации МО «Город Майкоп» в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как относящийся к категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеющих право на дополнительную жилую помощь, а также на внеочередное получение жилого помещения.
По сведениям филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Адыгея и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея, Тхайшаов Т.Ю. не имеет на праве собственности жилые помещения и объекты недвижимости.
При этом, при рассмотрении указанного гражданского дела, судом правомерно были применены нормы действующего законодательства.
Так, согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что Тхайшаов Т.Ю. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005 года, то суд правомерно пришел к выводу, что он должен обеспечиваться жилой площадью в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 года №378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Заболевание, которым страдает Тхайшаов Т.Ю. включено в указанный выше перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В связи с этим, Тхайшаов Т.Ю. имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Совета народных депутатов МО «Город Майкоп» от 06.05.2005г. №618 установлены нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в размерах – для одиноко проживающих граждан от 24 до 33 кв.м общей площади.
Согласно постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, в случаях, установленных законодательством РФ, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв.м.
Принимая во внимание, что Тхайшаов Т.Ю. страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, то с учетом права на дополнительную площадь, он имеет право на предоставление вне очереди по договору социального найма жилого помещения общей площадью не менее 48 кв.м (33кв.м + 15кв.м).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РА указанное решение суда было оставлено без изменения указав, что судом, при рассмотрении данного гражданского дела правильно были применены норма законодательства и учитывая, что Тхайшаов Т.Ю. поставлен на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения после 01.01.2005 года, то он должен обеспечиваться жилой площадью в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ.
4. Дела по спорам, связанным с признанием спорных положений Индивидуальной программы реабилитации инвалида незаконным
Судом за 2015г. было рассмотрено 1 дело указанной категории, в удовлетворении заявленных требований было отказано, решение суда не обжаловалось.
Так, по делу № 2-2069/2015г., истец Совет народных депутатов МО «Энемское городское поселение» просил признать незаконным возложение обязательств на орган местного самоуправления по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида Артюх А.В. в части изменения этажности проживания: с пятого этажа на первый этаж, оборудование пандуса в квартире, расширение дверных проемов до 90 см. Кроме того предоставление дополнительной площади в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденных Правительством Российской Федерации, предоставлении жилого помещения инвалиду, приближенного к ЛПУ, месту жительства родных и близких.
Суд, при вынесении решения не согласился с доводами истца о незаконности возложения обязательств на орган местного самоуправления по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида, поскольку из положений Конституции Российской Федерации, следует, что в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст.7).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».
Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Обеспечение доступа к социальной среде выступает одним из основополагающих направлений государственной политики, определяемой в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов (Приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи от 20.12.1993 г.). В Правилах даются основные рекомендации государствам по созданию надлежащих условий доступа к материальному окружению (Правило 5 «Доступность»)
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ст. 2 Градостроительного кодекса РФ). Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно ст. 17 названного Закона жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В силу положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство РФ своим Постановлением от 27.07.1996 г. № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» утвердило Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (далее - Правила).
Пунктом 3 указанного Постановления предписано органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления осуществлять необходимые организационные льготные меры по обеспечению инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим Постановлением, а также по оборудованию жилых помещений, занимаемых инвалидами, специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Как предусмотрено пунктом 8 Правил, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, занимаемые ими жилые помещения могут быть заменены на другие равноценные жилые помещения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (переселение с верхних этажей домов на нижние, приближение к месту жительства родных, близких и т.п.).
Из смысла приведенной нормы следует, что основанием для переселения инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида является индивидуальная программа реабилитации, содержащая такое предписание.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Решением Тахтамукайского районного суда от 11.03.2013 года по иску прокурора Тахтамукайского района, заявленного в интересах инвалида Артюх А.В. к Администрации МО «Энемское городское поселение» о признании бездействия по замене квартиры на равноценную по площади, соответствующую техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника незаконным и нарушающим права было отказано в удовлетворении.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея от 18.06.2013 года указанное решение отменено и постановлено новое решение, которым исковые требования удовлетворены.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея постановила, «обязать администрацию МО «Энемское городское поселение» Тахтамукайского района Республики Адыгея устранить нарушение жилищных прав Артюх А.В. , выполнить требования Индивидуальной программы реабилитации инвалида от 06.07.2011 года в части изменения этажности проживания с пятого на первый и оказать содействие в замене квартиры № 39 по адресу: Республика Адыгея, Тахтамукайский район, поселок Энеем, дом 13, на равноценную ей площади и соответствующим техническим требованиям для проживания инвалида-колясочника расположенную на первом этаже в районе приближенном к месту жительства родных и близких Артюх А.В.».
Таким образом, указанные обстоятельства и приведенные нормы права подтверждают законность возложенных на администрацию МО «Энемское городское поселение» обязательств по реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида Артюх А.В.
Следовательно, ответчик ФКУ Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Адыгея действовало рамках своих полномочий и в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
5. Дела по спорам, связанным с возложением обязанности выполнения требований индивидуальной программы реабилитации.
Судом за 2015г. было рассмотрено 1 дело указанной категории, в удовлетворении заявленных требований было отказано, решение суда было отменено с вынесением нового решения.
Так, в удовлетворении исковых требований Прокурора г.Майкоп в интересах инвалида Трофимова Владимира Серафимовича к администрации муниципального образования «город Майкоп» и Министерству труда и социального развития Республики Адыгея об обязании выполнить требования индивидуальной программы реабилитации, в части оборудования его жилого помещения, приспособлениями для нужд инвалида, адаптации жилья, судом отказано, поскольку домовладение в котором проживает инвалид Трофимов В.С. принадлежит ему на праве собственности и не находится в муниципальной собственности. Следовательно, обязанность по приспособлению жилья к нуждам инвалида и адаптации его жилья не может быть возложена на администрацию муниципального образования «город Майкоп».
Не может быть возложена такая обязанность и на Министерство труда и социального развития Республики Адыгея, в обязанности которой не входит приспособление жилья инвалида и его адаптация к его нуждам. (дело № 2-1117/2015г).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РА указанное решение суда было отменено с вынесением нового решения, по которому исковые требования истца были удовлетворены в полном объеме.
Так, причиной отменены решения суда первой инстанции стало то, что разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд исходил из того обстоятельства, что отсутствуют основания к удовлетворению иска, поскольку участие ответчиков в исполнении мероприятий социальной реабилитации инвалида по приспособлению жилья к нуждам инвалида не основано на законе и не может быть возложена на них в судебном порядке.
Однако, проанализировав обстоятельства дела, судебная коллегия пришла к выводу, что требования заявленные прокурором в интересах инвалида первой группы подлежат удовлетворению, поскольку на ответчиков возложена обязанность по проведению мероприятий по социально- бытовой адаптации, но в течение года к исполнению они не приступили, полагая, что ни у одного из них нет соответствующих полномочий.
Представители ответчиков в судебных заседаниях пояснили, что о существовании названной индивидуальной программы реабилитации им известно со второй половины 2014 года, однако с заявлением' в суд о признании незаконным возложения на них определенных обязанностей по социально- бытовой реабилитации инвалида не обращались.
Как следует из материалов дела, администрацией города во исполнение индивидуальной программы по обеспечению социально-бытовой адаптации инвалида в августе 2014 года направила специалиста администрации для обследования жилищных условий истца, после чего для решения вопроса о проведении работ по реконструкции домовладения администрацией направлено письмо директору МКУ «Благоустройство»» МУ «Город Майкоп» о составлении сметной документации на работы по приспособлению жилья к нуждам инвалида.
Комитетом труда и социальной защиты по г. Майкопу рассмотрено ходатайство первого заместителя главы администрации МО «Город Майкоп» по вопросу оказания государственной социальной помощи инвалиду Трофимову B.C.
При этом, оказание помощи свелось к разъяснению инвалиду Порядка оказания государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета РА, утвержденного Постановлением Кабинета Министров РА от 28.04.2003 года № 109 и предложению ему явиться в приемные дня с необходимыми документами в КТСЗН.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Действие Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в частности статьи 11 Закона в установленном порядке не приостанавливалось, мероприятия по индивидуальной программе реабилитации инвалида от 5.05.2014 года не отменялись, ввиду чего судебная коллегия полагала, что решение суда об отказе в иске не основано на нормах закона и подлежит отмене с вынесением нового - об удовлетворении иска.
6. Дела по спорам, связанным с признанием отсутствующего лица утратившим право пользования жилым помещением.
Судом было рассмотрено 1 дело указанной категории.
Исковые требования иску ГБУ РА «Республиканский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Петренко Антонине Анатольевне о признании утратившей право пользования жилым помещением, удовлетворены судом (дело № 2-1034/2015г.).
По указанному делу было установлено, что Петренко А.А. была зарегистрирована в ГБУ РФ «Республиканский дом – интернат для престарелых и инвалидов» фактически с ней был заключен договор найма специализированного жилого помещения. Однако, по указанному адресу она не проживает с 2012 года.
Согласно пункта 4 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся … жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.
В силу ч.3 ст.101 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя, при неисполнении нанимателем обязательств по договору и в иных случаях, предусмотренных ст.83 ЖК РФ.
Частями 3 и 4 ст.83 ЖК РФ предусмотрено, что в случае выезда нанимателя в другое место жительства договор социального найма считается расторгнутым со дня выезда.
Как разъяснено в пункте 32 Постановления Пленума Верховного суда РФ №14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», при временном отсутствии нанимателя жилого помещения, за ним сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения. Если отсутствие в жилом помещении не носит временного характера, то заинтересованные лица вправе потребовать в судебном порядке признания лица утратившим права на жилое помещение на основании ч.3 ст.83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства…
7. Дела по спорам, связанным с признанием права на улучшение жилищных условий.
Гражданское дело № 2-6343/2015г. по иску Ципляева Н.П. к Администрации МО «Город Майкоп» о признании права на улучшение жилищных условий и возложении обязанностей, оставлено судом без рассмотрения на основании абз.8 ст.222 ГПК РФ.
8. Дела по спорам, связанным с возложением обязанности о безвозмездном предоставлении земельного участка.
Судом в удовлетворении исковых требований Ушаковой О.Н. к Администрации МО «Город Майкоп» об обязании безвозмездно предоставить земельный участок дли индивидуального жилищного строительства в х. Гавердовском г. Майкопа – отказано (№ 202241/2015г.).
Конституция Российской Федерации в ст. 7, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения ч. 14 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем ст. 17 указанного Федерального закона поименована "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Согласно Правилам предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями с учётом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Исходя из системного анализа приведённых норм закона право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своём составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства - это мера социальной поддержки, направленная не на всех инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении социальной поддержки в виде дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, т.е. на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.
Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Судом было отказано в удовлетворении заявленных требований, в связи с тем, что истица является собственником жилого помещения и, тем самым, обеспечена жилым помещением, то оснований для предоставления ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не имеется.
Апелляционным определением Решение суда судебной коллегией по гражданским дела Верховного суда РА было оставлено без изменения.
С учетом изложенного, предлагаю судьям изучить сведения, изложенные в данном обобщении с целью принятия мер к правильному разрешению исков указанной категории с учетом требований действующего гражданского законодательства в дальнейшей судебной практике.
Судья Майкопского городского суда Ю.А. Богус