График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
СПРАВКА
Обобщения судебной практики по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, рассмотренных Майкопским городским судом в 2013 году.
С 01 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 06 апреля 2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей.
Задача административного надзора состоит в предупреждении совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых он устанавливается, а также оказании на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации был дополнен главой 26.2. «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а статья 254 - шестым абзацем, относящим данную категорию к делам, возникающим из публичных правоотношений.
Институт административного надзора не является новеллой российского законодательства. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 года было утверждено Положение об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Этот институт по существу является прообразом современного административного надзора.
Его содержание составляли требования, которые делились на две группы: а) административные ограничения и б) обязанности поднадзорного лица. По Положению также предусматривалась административная ответственность за неисполнение поднадзорным лицом своих обязанностей, а статья 198.2 УК РСФСР 1960 года предусматривала уголовную ответственность за злостное нарушение правил административного надзора.
Постановление об установлении административного надзора (с определением его срока) выносилось начальником исправительно-трудового учреждения и направлялось в орган внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного. После прибытия поднадзорного к месту жительства начальником органа внутренних дел устанавливались административные ограничения, предусмотренные Положением об административном надзоре.
Правовая природа административного надзора по действующему российскому законодательству довольно противоречива.
Административный надзор имеет уголовно-правовую природу, так как условием его установления является: 1) освобождение из мест лишения свободы; 2) наличие судимости за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего (часть 1 статьи 3 Федерального закона). Чаще всего основанием установления административного надзора служит посткриминальное поведение осужденного в период отбывания наказания или лица, отбывшего наказание. Вопросы инициирования административного надзора регламентируются положениями статьи 173.1 УИК РФ.
По содержанию административный надзор – это административная мера. Административные ограничения и обязанности являются формами административного принуждения, последствия их несоблюдения влекут, прежде всего, административную ответственность (статья 19.24 КоАП РФ).
В соответствии с планом работы Майкопского городского суда на первое полугодие 2014 года проведено обобщение судебной практики по гражданским делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, рассмотренным Майкопским городским судом в 2013 году.
Правовой институт административного надзора введен в действие Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который дополнил Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации главой 26.2. «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Указанная глава вступила в силу 01 июля 2011 года и регламентирует порядок производства по указанной категории дел.
За 2013 год Майкопским городским судом рассмотрено 9 дел по заявлениям об установлении административного надзора. Все заявления поданы учреждениями уголовно-исполнительной системы, а именно ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Адыгея. Все дела касаются вопроса об установлении административного надзора.
Результаты рассмотрения дел по рассматриваемой категории выглядят следующим образом:
Всего поступило |
Удовлетворено |
Удовлетворено частично |
Отказано |
Всего обжаловано |
Обжаловано |
|
Оставлено в силе |
Отменено |
|||||
9 |
7 |
1 |
1 |
2 |
2 |
0 |
100% |
77,78% |
11,11% |
11,11 |
22,22% |
100% |
0% |
Целью настоящего обобщения является изучение и анализ практики рассмотрения городским судом гражданских дел в порядке главы 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации «Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
К задачам обобщения следует отнести:
-выявление характерных ошибок, допускаемых судами при производстве по гражданским делам об административном надзоре;
-формирование единой практики рассмотрения указанной категории гражданских дел.
Поскольку новая глава расположена в третьем подразделе Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то порядок рассмотрения указанной категории дел подчиняется общим правилам, предусмотренным для дел, возникающих из публичных правоотношений.
В соответствии с положениями статей 23-27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанная категория дел относится к подсудности районных (городских) судов области.
Все изученные дела рассмотрены судьями с соблюдением статьи 261.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что заявление в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения, заявление в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, - в суд по месту жительства или пребывания указанного лица.
Поскольку главой 26.2. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрены сокращенные сроки рассмотрения и разрешения дел данной категории, следует исходить из общего срока рассмотрения гражданских дел, указанного в части 1 статьи 154 Кодекса, - 2 месяца со дня поступления заявления в суд. Однако с учетом особого положения лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, дела данной категории должны быть рассмотрены в кратчайшие сроки.
На обобщение за указанный период было представлено 9 дел, все представленные на обобщение гражданские дела об установлении административного надзора рассмотрены судьями в срок, чаще всего он не превышает одного месяца.
Статья 173.1 УИК РФ определяет порядок инициирования административного надзора учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы. Администрация исправительного учреждения не позднее, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания подает в суд заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным законом об административном надзоре.
Таким образом, администрация исправительного учреждения может обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора и раньше, чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания. Однако в случае если заявление подается, например, за год до освобождения, оно не может быть принято к рассмотрению, поскольку за такой длительный срок до окончания наказания лицо, отбывающее наказание, нельзя признать освобожденным из мест лишения свободы.
Если заявление поступило меньше чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания (то есть с пропуском установленного срока для обращения с заявлением в суд), суд не вправе по этому основанию возвратить заявление, отказать в его принятии или отказать в удовлетворении по существу.
Следует иметь в виду, что при рассмотрении заявления, поданного с пропуском двухмесячного срока, в ходе судебного разбирательства осужденный может освободиться и выехать по месту жительства за пределы административного района, в котором расположен суд. В этом случае дело не может быть передано по подсудности в суд по месту его проживания или нахождения, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду.
Следовательно, заявление должно быть подано с учетом двухмесячного срока рассмотрения и месячного срока вступления решения в законную силу. Оптимальный срок – не менее четырех месяцев до освобождения поднадзорного лица.
В заявлении об установлении административного надзора указываются основания подачи такого заявления и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу: сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении или после освобождения, а также предлагаемые к установлению виды административных ограничений.
К заявлению начальника исправительного учреждения должны прилагаться следующие документы и материалы:
- копия приговора суда;
- копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
- копия информации о предполагаемом месте жительства или временного пребывания освобождаемого лица;
- справка-характеристика на осужденного;
- иные доказательства, в том числе свидетельствующие о состоянии здоровья лица, в отношении которого подается заявление об установлении административного надзора (является ли лицо инвалидом, психически больным, наркоманом и т.д.), о поведении лица в исправительном учреждении, рапорты сотрудников исправительного учреждения, объяснения лица, которое признается злостным нарушителем режима.
Копии документов должны быть надлежащим образом оформлены и заверены.
Нет необходимости направлять в суд личные дела осужденных. По запросу суда они могут обозреваться в судебном заседании.
В одном случае судья оставлял заявление без движения (заявление Хмелявского Д. С., определение от 13.09.2013 года) по причине его несоответствия требованиям статей 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:
- не представлена копия решения Теучежского районного суда № 2-535/2012 г. от 05.09.2012 года;
- не представлены копии документов к заявлению в соответствии с количеством заинтересованных лиц.
Недостающие документы согласно статье 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации должны быть истребованы в порядке подготовки дела к рассмотрению.
При вынесении определения о назначении дела к разбирательству в судебном заседании судья извещает заявителя, заинтересованное лицо, а также прокурора, что было сделано всеми судьями.
Гражданские дела № 2-520/13 в отношении осужденной Батмен С. Н., № 2-521/13 в отношении осужденной Трофимовой С. В., № 2-1564/13 в отношении осужденной Гусинской А. В., № 2-1565/13 в отношении осужденной Гогичаевой Э. В., № 2-1860/13 в отношении осужденной Веховой Е. А., № 2-3546/13 в отношении осужденной Костенко Т. А. рассмотрены с участием назначенного по инициативе суда адвоката, которому произведена оплата за счет средств федерального бюджета, что не соответствует требованиям закона.
В соответствии с нормами статьи 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд назначает адвоката в качестве представителя при отсутствии представителя у ответчика, место жительство которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Следует иметь в виду, что статья 50 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не применима к данной категории дел, которые рассматриваются с обязательным участием лица, в отношении которого устанавливается административный надзор.
По смыслу норм главы 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации участие представителя в гражданском процессе самостоятельно обеспечивается лицом, участвующим в деле.
Из представленных на обобщение гражданских дел - 2 обжаловалось в апелляционном порядке, из них 2 оставлено без изменения, отмененные либо измененные решения, отсутствуют.
За рассматриваемый период судом были рассмотрены дела об установлении административного надзора. Дела о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений, а также о досрочном прекращении и частичной отмене административных ограничений за 2013 год отсутствовали.
При разрешении указанной категории дел судьями Майкопского городского суда устанавливался административный надзор на срок от 1 года до 8 лет. При установлении административного надзора судьями Майкопского городского суда устанавливались следующие ограничения: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрет выезда за пределы места жительства, явка на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства от одного до трех раз в месяц.
Установление административного ограничения в виде явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным. При этом в решении должно быть указано количество явок, определенное судом для поднадзорного лица.
При установлении иных ограничений следует учитывать сведения об образе жизни, о поведении лица, в отношении которого устанавливается административный надзор, а также иные данные, характеризующие его личность.
Устанавливая административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах, суды конкретизируют его следующим образом: на территории детских дошкольных и образовательных учреждений, в местах реализации спиртных напитков (кафе, бары, рестораны), в местах, в которых продаются спиртные напитки на разлив, в увеселительных учреждениях.
При установлении административного надзора с указанием ограничений пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток не следует устанавливать надзор по определенному адресу.
Перечень ограничений, которые могут быть установлены поднадзорному лицу, является закрытым.
При рассмотрении гражданского дела №2-3546/2013 по заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 6 УФСИН России по Республике Адыгея об установлении административного надзора в отношении Костенко Татьяны Анатольевны судом было вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления, т. к. за период отбытия наказания Костенко Т. А. привлекалась к дисциплинарной ответственности, но не была признана злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
При подаче апелляционной жалобы лицом, которому установлен решением суда административный надзор, вопрос об оплате госпошлины должен быть решен судом.
Судьей может быть решен вопрос об освобождении лица от уплаты государственной пошлины при подаче им соответствующего письменного заявления с учетом положений, установленных нормами законодательства, при установлении причин, по которым лицо, подавшее данное заявление, не может произвести оплату госпошлины (не имеет средств, поскольку не работает, и т.д.).
Отсутствие у заинтересованного лица возможности - в силу его имущественного положения - исполнить такую обязанность не должно препятствовать осуществлению им права на судебную защиту, поскольку иное вступало бы в противоречие с положениями Конституции Российской Федерации, гарантирующими государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).
Изучение дел показало, что судьями соблюдаются нормы процессуального права, нормы материального права, правильно определяются юридически значимые обстоятельства. Ошибок в применении норм процессуального права при проведении обобщения не выявлено.
Судья
Майкопского городского суда С.Ю. Ситникова