Справка по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Справка по результатам обобщения судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
СПРАВКА
по результатам обобщения судебной практики по делам,
связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей
30.08.2012 года г. Майкоп
В соответствии с планом работы Майкопского городского суда на второе полугодие 2012 года проведено обобщение судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотренным Майкопским городским судом в 2011 году и первом полугодии 2012 года.
Установлено, что в 2011 году было рассмотрено 82 гражданских дела данной категории, в первом полугодии 2012 года было рассмотрено 39 дел.
За рассматриваемый период в кассационном порядке (в 2011 году) и в апелляционном порядке (в 2012 году) было обжаловано 21 решение, из которых 18 решений были оставлены без изменения (85,7%), 2 решения отменены в полном объеме (9,5%), 1 решение отменено в части (4,8%).
Объективность разрешения судом споров, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, зависит от правильного определения юридически значимых обстоятельств и от правильного применения правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Во-первых, при разрешении данных споров необходимо определить, относится ли лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав, к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статья 1 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относит к числу детей-сирот лиц в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. К числу детей, оставшихся без попечения родителей, данная норма относит лиц в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Таким образом, указанная выше норма относит к категории детей, оставшихся без родительского попечения, не только детей, чьи родители лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, объявлены умершими, признаны безвестно отсутствующими и т. д., но и детей, чьи родители уклонялись от их воспитания, защиты их прав и интересов, и фактически не осуществляли родительское попечение.
В данном контексте Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 08.06.2010 года № 13-П разъяснено, что к числу оставшихся без родительского попечения статья 121 Семейного кодекса Российской Федерации относит детей, чьи родители умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов. Приведенный перечень не является исчерпывающим, что позволяет органам опеки и попечительства осуществлять защиту прав и интересов детей в зависимости от конкретных обстоятельств во всех иных случаях, когда родительское попечение фактически отсутствует (пункт 3.1).
Анализ судебной практики показал, что имеют место случаи, когда органы местного самоуправления, неверно определив правовой статус обратившегося к ним лица, отказывают гражданину в признании его относящимся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей и в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, как относящегося к указанной категории граждан.
Решением Майкопского городского суда от 22.08.2011 года (дело № 2-2052/2011) был удовлетворен иск Арутюнян С. Э. к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании решения комиссии по жилищным вопросам незаконным, признании относящейся к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, включении в список претендентов на получение социальной выплаты и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья. В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом было установлено, что отец истицы умер, когда она находилась в несовершеннолетнем возрасте. Мать истицы, несмотря на то, что не была лишена родительских прав, воспитанием и содержанием истицы не занималась, вела аморальный, антиобщественный образ жизни, злоупотребляла спиртными напитками. Кроме того, судом было установлено, что истица в несовершеннолетнем возрасте дважды отбиралась у матери органами опеки и попечительства и передавалась на полное государственное содержание в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где она находилась в течение длительного времени. Судом также было установлено, что при наличии достаточных оснований для лишения матери истицы родительских прав, органы опеки и попечительства своевременно не приняли меры по защите прав и законных интересов истицы и не обратились в суд в ее интересах с иском о лишении ее матери родительских прав. Несмотря на указанные выше обстоятельства, администрация муниципального образования «Город Майкоп» отказала истице в признании ее относящейся к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и в признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения, как относящейся к указанной категории граждан. Суд пришел к выводу о незаконности принятого органом местного самоуправления решения и удовлетворил исковые требования на том основании, что истица в несовершеннолетнем возрасте фактически осталась без родительского попечения и соответственно на нее распространяются гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Во-вторых, следует иметь ввиду, что гарантии и льготы, предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распространяются на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, что следует из положений ст. 1 вышеназванного Федерального закона. Между тем, по применению данной нормы, предусматривающей возрастное ограничение, сложилась неоднозначная судебная практика.
Так, решением Майкопского городского суда от 08.09.2011 года (дело № 2-2072/2011) истец Васянин С. Н. в возрасте более 31 года был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и поставлен на учет граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд мотивировал свое решение тем, что органы опеки и попечительства в нарушение положений ст. 121 Семейного кодекса РФ не приняли меры по защите жилищных прав истца, в связи с чем, он своевременно (до 23 лет) не обратился в администрацию муниципального образования «Город Майкоп» по вопросу постановки на жилищный учет. Суд, полагая, что отсутствует вина истца в несвоевременном обращении в орган местного самоуправления по вопросу признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, удовлетворил его исковые требования.
Кассационным определением Верховного суда Республики Адыгея от 04.10.2011 года решение Майкопского городского суда от 08.09.2011 года было оставлено без изменения.
Кроме того, решением Майкопского городского суда от 25.04.2012 года (дело № 2-1292/2012) истец Смирнов Е. В. в возрасте 26 лет по таким же, как указано выше основаниям, был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в его пользу с ответчиков была взыскана субсидия на приобретение жилья.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 15.06.2012 года решение Майкопского городского суда от 25.04.2012 года было оставлено без изменения.
По аналогичным основаниям, решением Майкопского городского суда от 11.05.2012 года (дело № 2-1250/2012) были удовлетворены исковые требования Лаврентьева В. В., которому на момент обращения с заявлением в орган местного самоуправления о постановке на жилищный учет и на момент рассмотрения дела исполнилось 25 лет.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Адыгея от 03.07.2012 года решение Майкопского городского суда от 11.05.2012 года было оставлено без изменения.
По таким же основаниям, решением Майкопского городского суда от 09.04.2012 года (дело № 2-815/2012) были удовлетворены исковые требования Пахомовой С. Б. к администрации МО «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилья.
Однако апелляционным определением от 05.06.2012 года решение Майкопского городского суда от 09.04.2012 года было отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку по спорам о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возраст которых превышает 23 года, сложилась неоднозначная судебная практика, то при рассмотрении гражданских дел данной категории необходимо тщательным образом проверять причины несвоевременного обращения указанных граждан в орган местного самоуправления по вопросу постановки на жилищный учет, а также выяснять насколько эти причины являются уважительными.
В-третьих, при рассмотрении гражданских дел по искам, связанным с предоставлением жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо правильно определить круг лиц, участвующих в деле, и установить, на кого возложена обязанность по обеспечению жильем данной категории граждан.
Исходя из положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы исполнительной власти по месту жительства гражданина, относящегося к указанной категории. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Также следует иметь ввиду, что на основании ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 1 Закона Республики Адыгея от 8 апреля 2008 г. № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» органы местного самоуправления в Республике Адыгея наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из вышеизложенного, надлежащими ответчиками по делам, связанным с предоставлением на территории Республики Адыгея жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, являются органы местного самоуправления. При этом в качестве соответчиков по делам данной категории целесообразно привлекать Министерство образования и науки Республики Адыгея, поскольку данное министерство является главным администратором средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В-четвертых, анализ судебной практики показал, что органы местного самоуправления, при ведении жилищного учета, формируют списки граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещении, создавая при этом отдельную очередь из числа граждан указанной категории, что является неправомерным.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, а также пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
Формирование органами местного самоуправления списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и создание отдельной очереди на получение жилья из числа указанной категории граждан не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья не предполагает состояние гражданина в какой-либо очереди, а предполагает незамедлительное обеспечение его жильем после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах (окончание образовательного учреждения, окончание пребывания в приемной семье, прекращение опеки (попечительства), окончание службы в Вооруженных Силах РФ и т. д.).
В-пятых, имеют место случаи, когда органы местного самоуправления отказывают детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в признании их нуждающимися в предоставлении жилого помещения на том основании, что за ними на праве собственности закреплены жилые помещения, что не всегда является правомерным.
В данном случае имеет правовое значение техническое состояние закрепленного за гражданином жилого помещения, соответствует ли оно требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, пригодно ли оно для постоянного проживания, не является ли данное жилое помещение аварийным.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением Совета народных депутатов муниципального образования «Город Майкоп» от 21.09.2005 № 713 установлена учетная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в муниципальном образовании "Город Майкоп" в размере: 10 кв. метров и менее общей площади жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, определяя обеспеченность жильем гражданина, проживающего на территории муниципального образования «Город Майкоп», необходимо исходить из размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена его семьи. Если размер общей площади жилья, приходящегося на каждого члена семьи, составляет менее 10 кв. метров, то есть менее учетной нормы общей площади жилого помещения, то соответственно данный гражданин должен быть признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Так, решением Майкопского городского суда от 23.11.2011 года (дело № 2-3105/2011) был удовлетворен иск Бородинова В. А. к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и взыскании социальной выплаты на приобретение жилья. В ходе рассмотрения данного гражданского дела судом было установлено, что истец относится к категории граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация муниципального образования «Город Майкоп» отказала истцу в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения, поскольку у матери истца, которая лишена в отношении него родительских прав, имеется на праве собственности 4/18 доли домовладения. За истцом сохранено право пользования и проживания в данном жилом помещении. Суд пришел к выводу о незаконности принятого органом местного самоуправления решения и удовлетворил исковые требования на том основании, что на истца приходится менее 10 кв. метров общей площади жилого помещения, то есть, менее учетной нормы общей площади жилья, установленной в муниципальном образовании «Город Майкоп».
Следует отметить, что при рассмотрении дел данной категории судом не всегда соблюдаются требования норм процессуального права.
Так, решение Майкопского городского суда от 01.04.2011 года (дело 2-663/2011) о частичном удовлетворении иска прокурора г. Майкопа в интересах Созиновой А. К. к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании незаконными бездействий и предоставлении жилого помещения по договору социального найма было отменено кассационным определением Верховного суда Республики Адыгея на том основании, что истица не была извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются особо уязвимой социальной группой и относятся к социально незащищенным категориям населения. Самостоятельное решение жилищной проблемы для данной категории граждан невозможно без поддержки со стороны государства. Поэтому, рассматривая и разрешая споры, связанные с предоставлением указанной категории граждан жилых помещений, суд выполняет не только функцию по отправлению правосудия, но и выполняет важнейшую государственную задачу по защите прав одной из самых незащищенных категорий граждан нашей страны.
Судья
Майкопского городского суда А. Н. Туркова