Справка Обобщения судебной практики по делам о признании права собственности Майкопским городским судом в 2011. на земельные участки по гражданским делам рассмотренных
Справка Обобщения судебной практики по делам о признании права собственности Майкопским городским судом в 2011. на земельные участки по гражданским делам рассмотренных
СПРАВКА
Обобщения судебной практики по делам о признании права собственности на земельные участки по гражданским делам рассмотренных
Майкопским городским судом в 2011.
В соответствии с планом работы Майкопского городского суда на первое полугодие 2012 года проведено обобщение судебной практики по гражданским делам с применением земельного законодательства рассмотренных Майкопским городским судом в 2011 году.
За 2011 год Майкопским городским судом рассмотрено 24 дела связанных со спором о праве собственности на землю.
Доля дел данной категории в общем количестве оконченных дел составляет относительно незначительный процент, в то время как актуальность таких споров не только сохраняется, но имеет тенденцию к росту.
всего поступило
удовлетворено
отказано
прекращено всего обжаловано обжаловано
оставлено в силе отменено
24 20 3 1 8 6 2
100% 83,3% 12,5% 4,2% 33,6 % 75% 25%
На обобщение за указанный период было представлено 16 дел, все дела, представленные на обобщение, рассмотрены в предусмотренный ГПК РФ двухмесячный срок.
Из представленных на обобщение гражданских дел - 5 обжаловались в кассационном порядке, из них 4 оставлено в силе и 1 изменено в части (дело № 2-45/2011 года по иску Гриза В.Г к Иванову О.И. Ивановой З.Ф. Белоусовой С.И. порядок пользования земельным участком (судья А.Н. Туркова)
Изучение дел показало, что судьями в целом соблюдаются нормы процессуального права, нормы материального права, правильно определяются юридически значимые обстоятельства, в тоже время допускаются ошибки в применении норм как процессуального, так и материального права.
Разновидность категорий данных дел определяется по основаниям признания права собственности на земельный участок: под жилой дом, под гараж, под садово-дачное использование в порядке бесплатной приватизации, в порядке выкупа, а также в порядке наследования, оспаривания действий должностных лиц (решений) при отказе в предоставлении земельного участка.
Приватизация гражданами земельных участков на добровольной и безвозмездной основе означает передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных им земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
В отличие от ЗК РСФСР 1991 г. ГК РФ предусмотрел предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения гражданам, установив различные основания их приобретения: первые - на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 ГК РФ), вторые - в порядке, установленном земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ).
Одновременно по новому ЗК РФ гражданам предоставлено право на однократную бесплатную приватизацию таких участков, причем без ограничения каким-либо сроком, а также независимо от их размера, целевого назначения, разрешенного режима использования, нахождения в собственности гражданина иных земельных участков и т.п. Важно, чтобы приватизируемый земельный участок находился у гражданина на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения (ст. ст. 20, 21 ЗК РФ).
На практике не всегда ясно, что означает право на однократную и бесплатную приватизацию, в частности, надо ли при обращении граждан учитывать первую бесплатную приватизацию, произведенную до введения в действие ЗК РФ. Нередко на местах администрация отказывает в приватизации земельных участков по тем основаниям, что граждане уже ранее воспользовались этим правом. Тем самым, речь идет о действии во времени нового Земельного кодекса РФ, которым предусмотрена возможность только однократной бесплатной приватизации земельных участков.
В отличие от приватизации жилых помещений возникновение права собственности на земельные участки не связано с заключением гражданско-правового договора.
Таким основанием для земельных участков является решение государственных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятое в рамках их компетенции (ст. 29 ЗК РФ), т.е. в отношении земельных участков речь идет об административно-правовом способе возникновения прав и обязанностей.
При обращении гражданина по вопросу о приватизации земельного участка указанные органы обязаны принять решение в двухнедельный срок, если будет подано заявление в письменной форме с приложением документов в подтверждение своих прав на земельный участок и кадастровой карты (плана).
Споры о приватизации фактически занимаемых земельных участков, правомерность пользования которыми граждане не могут подтвердить документально, являются достаточно распространенными. Они затрагивают главным образом интересы тех лиц, кто начал пользоваться земельными участками задолго до принятия ЗК РСФСР 1991 г., которым предусматривалась выдача государственных актов, удостоверяющих право на земельные участки (ст. 31).
По новому ЗК РФ (ст. ст.25, 26) права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством и удостоверяются в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
К числу таких оснований ст. 8 ГК РФ отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение. По отношению к земельным участкам, когда они выделялись ранее и не могли быть объектом гражданского права, основанием для приватизации их в соответствии с Порядком, утвержденным Роскомземом 20 мая 1992 г., являются выданные на тот период документы. Прежде всего, это государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, а при их отсутствии - земельно-шнуровые и похозяйственные книги, другие документы, имеющиеся в районных комитетах по земельной реформе и землеустройству, органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства или у самих землепользователей.
Таким образом, речь идет практически о любых документах, удостоверяющих право граждан на указанные участки.
Можно отметить, что еще ранее, в 1987 г., своим письмом Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР № 20-15-1-4/Е-9808 разъясняло, что в случае отсутствия землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы, размеры земельного участка индивидуального землевладения. Изъятие излишков из указанных участков может производиться на основании закона и в соответствии с проектами перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки.
В связи с этим на самой ранней стадии, т.е. подготовки дела к судебному разбирательству, необходимо выяснять, к какой категории относится приватизируемый земельный участок и кто является собственником возведенного на нем строения. Если из представленных документов следует, что собственником строения является не заявитель, а другое лицо, его необходимо привлекать к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Для государственной регистрации права на объект недвижимости в соответствии со статьей 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним» определен перечень документов, подтверждающих факт существования объекта на земельном участке.
Отдельные вопросы применения норм процессуального права по делам, с применением земельного законодательства
В силу п. 13 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, когда кадастровая стоимость земли не определена, для целей, указанных в статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется нормативная цена земли.
С учетом приведенных положений закона цена иска о признании права собственности на земельный участок или земельную долю равна стоимости земли и определяется либо в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности (рыночная стоимость) либо с учетом кадастровой оценки земель (кадастровая стоимость) и только в том случае, если кадастровая цена земли не определена, применяется нормативная цена земли.
Изучение дел показало, что исковые заявления принимались и дела рассматривались при том, что госпошлина была уплачена в установленном размере и определения о снижении размера или освобождения от госпошлины не выносились.
Не применение ст. 41 ГПК РФ, по делу 2-144/2011 года (судья Нехай Р.М.) по иску Матренина И.Г к Савельевой А.А., Савельеву Р.А. Савельеву Е.А Савельевой Ю.А. о признании сделки состоявшейся и признании права собственности.
Определением суда от 22 декабря 2010 года в качестве соответчика привлечена Савельева Т.П. и без проведения подготовки по делу в связи с привлечение соответчика, определением суда от 23 декабря 2010 года дело назначено к рассмотрению по существу.
Судом не выполнены требования ст. 40 ГПК РФ, а также Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 24 июня 2008 « О подготовки гражданских дел к судебному разбирательству».
В материалах дела отсутствуют сведения о проведении подготовки дела к судебному разбирательству.
Нарушение ст.229 ГПК РФ, по делу № 2-124/2011 года (судья А.Н. Середа) по иску Шабан М.М. к Афасижевой Е.В. Мирной Е.М. Мирному С.Л. о разделе земельного участка определение от 24 ноября 2010 года назначено предварительное судебное заседание, однако 2.12.2010 года проведено судебное заседание, и только 15.12.2010 года проводится предварительной судебное заседание.
В остальном нарушений норм процессуального права по представленным делам не выявлено.
Общие вопросы применения норм материального права
В тех случаях, когда в суд подано исковое заявление о признании права собственности на земельный участок, необходимо обращать внимание на то, сформирован ли земельный участок, а если сведения об этом не приложены к исковому заявлению - расценивать это как недостаток искового заявления, влекущий за собой оставление искового заявления без движения с предоставлением разумного срока для направления в суд кадастрового плана (кадастрового паспорта) или уточнения исковых требований (ст.ст. 131, 136 ГПК РФ).
Судьи не учитывают, что судебное решение, которым спор разрешается по существу, должно по своему изложению соответствовать требованиям ст. 198 ГПК РФ и содержать исчерпывающий вывод по материально-правовому требованию истца. Резолютивная часть решения при удовлетворении иска о праве на земельный участок должна содержать сведения о месторасположении спорного земельного участка, площади и кадастровом номере, которые необходимы для внесения сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации.
В соответствии со ст. 6 ЗК РФ (действовавшей до 23 октября 2008 года), ст. 11-1 ЗК РФ (вступившей в силу с 24 октября 2008 года) земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, земельный участок, границы которого не установлены (в том числе учтенный в государственном земельном кадастре земельный участок с условным кадастровым номером), не существует как объект права и, соответственно, не может являться предметом гражданского оборота.
По изученным делам связанных с признанием права собственности на земельный участок или долю земельного участка судьи Майкопского городского суда в резолютивной части решения ограничивались площадью земельного участка, и адреса месторасположения только по двум делам были отражены и сведения кадастра (кадастровый номер земельного участка).
Действующее законодательство позволяет установить право на земельный участок в административном порядке или через суд, при отказе признания такого права органами муниципальной власти или местного самоуправления.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 данного ФЗ, введенной в действие ФЗ от 17.04.2006 года N 53-ФЗ, в целях разграничения государственной собственности на землю, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах компетенции в соответствии со ст. ст.10, 11 ЗК РФ.
В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 382, ст. 387, ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, с Законом Республики Адыгея от 29 февраля 2008 года № 153 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе», принятым на основании абзаца 3 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Положением о Комитете Республики Адыгея по имущественным отношениям, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 2 июля 2008 г. № 118, право распоряжения земельными участками в г. Майкопе, государственная собственность на которые не разграничена, с 09.03.2008г. передано Комитету Республики Адыгея по имущественным отношениям.
В иных городских и муниципальных образованиях Республики Адыгея решение данных вопросов отнесено к компетенции органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В связи с этим ответчиками по данным спорам должны привлекаться муниципальные образования, на территории которых находится спорный земельный участок.
Суды не вправе изменять категорию земель при том, что эти полномочия отнесены к исключительной компетенции уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления (п. 1 ст. 8 ЗК РФ).
Кроме того, к компетенции суда не отнесено изменение разрешенного использования земельного участка. Разрешенное использование земли определяется в соответствии с зонированием территорий на основании правил землепользования и застройки, которые разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, глава 4 Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и застройки
муниципального образования «Город Майкоп»).
При этом хотелось отметить, что судьями зачастую при рассмотрении игнорируется законодательные акты, принятые на региональном или местном уровне.
В соответствии с п. 7 ст. 37, п. 12 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
По изученным делам судьями Майкопского городского суда данное обстоятельство не исследовалось, т.е. не придавалось значение, смотря на то, что от разрешения данного вопроса зависит возможность признания права собственности на земельный участок.
В целях улучшения качества рассмотрения данной категории гражданских дел, предлагаю:
- взвешенно и со всей ответственностью подходить к проведению подготовки дел к судебному разбирательству и последующему разбирательству дел, при этом в полном объеме руководствоваться Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации № 11 от 24 июня 2008 года « О подготовки гражданских дел к судебному разбирательству», Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации № 13 от 26 июня 2008 года «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции».
- необходимость постоянного изучения судьями земельного и гражданского законодательства и более тщательного подхода при определении обстоятельств, имеющих значение для дел данной категории, а также правильного применения материального и процессуального закона.
Судья
Майкопского городского суда А.Н. Середа.