График работы суда: |
|
Понедельник |
9.00-18.00 |
Вторник |
9.00-18.00 |
Среда |
9.00-18.00 |
Четверг |
9.00-18.00 |
Пятница |
9.00-17.00 |
Суббота |
Выходной день |
Воскресенье |
Выходной день |
Перерыв |
13.00-13.48 |
В соответствии с планом работы Майкопского городского суда на первое полугодие 2011 года, проведено обобщение судебной практики гражданских дел по спорам о защите жилищных прав детей-сирот.
Целью настоящего судебного обобщения является полное и всестороннее изучение гражданских дел рассматриваемой категории, особенностей их содержания, законодательного регулирования, установление количества и качества рассмотренных гражданских дел, количества обжалуемых судебных актов и результатов кассационного рассмотрения, а также использование результатов обобщения для устранения недостатков, имеющих место в дальнейшей работе.
В статье 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, вступившей в силу для России с 15 сентября 1990 года указано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конвенция о правах ребенка прямо называет гаранта любых прав несовершеннолетнего: данная обязанность возлагается на государство.
Одним из основных принципов, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, является принцип, когда ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения, ему должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.
Обобщение показало, что Майкопским городским судом за первое полугодие 2011 года по спорам, связанным с защитой жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрено 19 гражданских дел. В данную категорию дел вошли дела:
- о предоставлении жилого помещения в порядке ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 15 дел;
- о понуждении муниципальных органов в постановке на регистрационный учет по месту жительства (закрепления за ребенком-сиротой жилой площади), либо по месту его временного пребывания - 2 дела;
- о взыскании денежных средств, направленных на приобретение жилого помещения - 2 дела.
Обобщенная судебная статистика показала, что из рассмотренных в первом полугодии 2011 года 19 гражданских дел вышеуказанной категории, 12 из них рассмотрено по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а 7 дел рассмотрено на основании заявлений самих граждан имеющих таковой статус.
Также по результатам обобщения гражданских дел выявлено, что по рассмотренным делам вынесено 15 решений (с удовлетворением исковых требований - 8 дел, частичное удовлетворение исковых требований – 6 дел, с отказом в удовлетворении исковых требований - 1 дело). По 2-м делам производство прекращено (по основанию отказ от исковых требований), 2 дела оставлены без рассмотрения.
Во исполнение требований п. 1 ст. 154 ГПК РФ все 19 дел данной категории рассмотрены и разрешены до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд. Отсутствие нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел является показателем качественного проведения досудебной подготовки, которая проведена по всем делам.
В ходе проводимого обобщения изучены все 19 дел.
Анализ гражданских дел по спорам о защите жилищных прав детей-сирот показывает, что в качестве законодательной базы при вынесении решений судьи Майкопского городского суда руководствовались:
Конституцией РФ;
Жилищным кодексом РФ;
Бюджетным кодексом РФ;
Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»;
Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством»;
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009 года № 74 «О Порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений»;
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 сентября 2010 года № 438 «О средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на четвертый квартал 2010 года»;
Приказом Министерства регионального развития РФ от 21 января 2011 года № 10 «О нормативе стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья на первое полугодие 2011 года и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъектам РФ на первый квартал 2011 года»;
Статья 10 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, что за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо иных лиц вправе обратиться прокурор.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159-ФЗ дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Как показало обобщение судебной практики, в большинстве случаев все заявленные исковые требования судами удовлетворялись. При этом судьи правильно применяли нормы материального и процессуального права при разрешении данных споров.
Так, прокурор г. Майкопа в интересах Шавилова А. В. обратился с иском к ответчикам о признании бездействия органа государственной власти, в обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Свои требования мотивировал тем, что Шавилов А.В., с 18.11.2003 года состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп», в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи один человек. Однако до настоящего времени Шавилову А.В. жилое помещение не предоставлено.
В силу п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди, жилые помещения по договорам социального найма, предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки и попечительства).
В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004г), дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства, вне очереди, жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
ФЗ от 22.08.2004г №122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.8 ст.8 дополнен также следующим абзацем - «дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ.
Пунктом 30 Постановления Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями, указанными в ст.1 Закона Республики Адыгея «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством» на первичном или вторичном рынке, у физических или юридических лиц, на условиях проведения торгов, в установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке.
Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания, при этом общая площадь жилья в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленного органами местного самоуправления.
Средства на обеспечение жильем детей-сирот должны ежегодно предусматриваться в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета Республики Адыгея. В соответствии с п.3 ст.20 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Соответственно, орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
Согласно выписки из протокола №29 заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от 28.07.2010г, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от 29.07.2010г № 3642-р, Шавилов А.В. с 18.11.2003г состоит в администрации муниципального образования «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
С учетом приведенных выше законодательных норм, суд пришёл к выводу, что формирование Администрацией муниципального образования «Город Майкоп», Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья, предполагает незамедлительное обеспечение жильем, граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд пришёл к выводу о том, что имеет место бездействие Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Шавилову А.В. жилого помещения, и ответственность по обеспечению жильем, как относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека, должна быть возложена на Администрацию Муниципального Образования «Город Майкоп».
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что по всем изученным при обобщении делам, судьями своевременно, то есть в установленные законом процессуальные сроки, вынесены решения по заявленным требованиям.
Вынесенные судом решения в основном не обжаловались и вступили в законную силу.
Анализ дел, представленных на обобщение, свидетельствует о том, что судьи Майкопского городского суда правильно, своевременно и в соответствии с действующим законодательством разрешают дела данной категории. Об этом свидетельствует доверие граждан суду, поскольку дела указанной категории редко обжалуются
Судья
Майкопского городского суда Т. А. Куадже